Каждую пятницу Региональный центр «Орион» публикует интервью с лучшими педагогами региона. С теми, кто готовит ребят к олимпиадам, проводит увлекательные занятия по дополнительным программам, помогает выигрывать в областных и Всероссийских конкурсах.
Сегодняшнее интервью с директором Центра технического творчества города Лиски, лучшим педагогом-наставником по итогам 2020 года Алексеем МИХАЙЛОВЫМ.
Алексей Николаевич, как Вы понимаете выражение «педагог-наставник»?
- Это учитель, который не только передает знания своим ученикам, но и помогает им находить свой путь в жизни и сопровождает их не только в обучении. Педагог помогает детям развиваться и осознавать себя, свое место в жизни и дальнейшую профессию. Такой учитель может помочь ребенку в трудной жизненной ситуации и становится другом.
Какого педагога можно считать профессионалом своего дела?
- Того, кто не только имеет знания и опыт, но и дифференцирует подход к каждому ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностями. Такой учитель развивает у детей любознательность, творческие способности и самостоятельность, стремится постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки и принимает ответственность за результаты своей работы.
Что сложнее – быть педагогом или быть наставником?
- Сравнивать педагога и наставника очень непросто, потому что обе эти роли могут варьироваться в зависимости от контекста. Педагог ассоциируется с образовательной средой, где он преподает конкретные предметы или навыки, следуя учебному плану и стандартам обучения. Наставничество более индивидуально и помогает людям развивать специфические навыки или достигать личные цели. Наставники часто морально поддерживают подопечных, помогая им преодолевать преграды, и развивать уверенность в себе. И педагоги, и наставники важны в образовательном процессе и каждая роль требует своего мастерства и умения. Выбор роли зависит от конкретной ситуации, а также от индивидуальных навыков и способностей.
Каким должен быть современный педагог?
- Современный педагог должен быть технически грамотным и открытым для непрерывного обучения и развития. Он должен быть эмпатичным, а самое главное – любить свою работу.
Почему Вы решили стать педагогом?
- Я стал педагогом сначала волей судьбы, а впоследствии — сделал педагогику своей основной специальностью. Занимаюсь трудным, но любимым делом и ни о чем не жалею!
Назовите три главных принципа Вашей работы.
- Самоотдача.
- Перспектива.
- Открытость новому.
Как можно заинтересовать ребенка и мотивировать его познавательную активность?
- Только личным примером и примером родителей и близких ребенку людей.
Какая модель общения с обучающимися Вам ближе? Почему?
- В самом названии «техническое творчество» лежит ответ. Чтобы совместно творить с ребенком, нужно, чтобы ученик тебе доверял, признавал в тебе друга, а не боялся.
Что самое трудное в Вашей профессии?
- Все успевать.
Какая книга произвела на Вас самое сильное впечатление в жизни? И почему Вы рекомендовали бы ее прочесть?
- Это не книга, а журнал «Юный техник». Он пробуждает тягу к изобретательству, созданию чего-то нового из подручных материалов, а это и есть мои принципы работы.
Как избежать профессионального выгорания?
- Любить свою работу.
В чем заключается призвание педагога?
- В детях.
Поделитесь Вашей профессиональной мечтой.
- Чтобы хватило сил и вдохновения еще лет на 60 работы!