Каждую пятницу Региональный центр «Орион» публикует интервью с лучшими педагогами региона. С теми, кто готовит ребят к олимпиадам, проводит увлекательные занятия по дополнительным программам, помогает выигрывать в областных и Всероссийских конкурсах.

Сегодняшнее интервью с педагогом дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества «Радуга», руководителем детского пресс-центра «Живые строки», призером областного конкурса профессионального мастерства «Педагог дополнительного образования Воронежской области» Мариной ЛИСАВЕНКО.

Марина Евгеньевна, как Вы понимаете выражение «педагог-наставник»?

  • Василий Ключевский, русский историк, профессор, однажды написал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». И это безусловно так. А мне бы хотелось добавить, что педагог-наставник — это тот, кто помогает открыть в ребенке все самое бесценное и важное, чтобы тот смог дальше расцветать самостоятельно.

Какого педагога можно считать профессионалом своего дела?

  • Мне кажется, что сегодня этот тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, постоянно на волне новых знаний, ведь без них ты не сможешь быть полезен современным детям.

Что сложнее – быть педагогом или быть наставником?

  • Когда я училась в Воронежском государственном педагогическом университете, педагогику нам преподавал удивительный профессор Владимир Исаевич Лещинский, несравненный педагог и человек. И однажды на лекции он нам сказал: «Если вы пришли в педагогику неизвестно зачем, вам в ней нечего делать. Ведь отныне вы и педагоги, и наставники, и, если хотите, ориентир для нашего будущего. Ведь оно в детях». Лучше и не скажешь. Поэтому с тех пор для меня эти понятия вытекают одно из другого.

Каким должен быть современный педагог?

  • Как бы сказали современные дети, очень «продвинутым». Причем это важно вдвойне, если работаешь с подростками. Ты должен быть в теме, трендах и тенденциях, чтобы понимать, от чего их необходимо уберечь, а что можно использовать во благо. 21 век для всех нас — это испытание интернетом. И педагог должен владеть техническими компетенциями. А еще он должен быть интересным и отвечать на тысячу «почему» и «как».

Почему Вы решили стать педагогом?

  • Еще учась в четвертом классе, я точно знала, кем хочу стать. Бесконечно любила литературу и читала, мне кажется, все. К 8 классу я точно определилась, что хочу пойти в педагогический университет на филологический факультет. Сказано — сделано. Правда. закончив университет, я оказалась в редакции газеты «Комсомольская правда — Воронеж», а потом и в Москве в большом издательском холдинге «Бератор-Пресс». У меня случилась еще одна любовь — журналистика. И вот 10 лет назад мне удалось все совместить — и журналистику, и педагогику и стать руководителем детского пресс-центра «Живые строки» для подростков 13-18 лет. А три года назад я глубоко и навсегда влюбилась в психологию, которую очень пристально и серьезно изучаю до сих пор, постоянно повышая компетенции. Получила диплом педагога-психолога, а также большое количество сертификатов и удостоверений в различных практических психологических техниках. Из этой любви выросло мое сказкотерапевтическое направление для маленьких детей 4-7 лет «В гостях у сказки. Сказкотерапия для детей». Вот так складывался мой педагогический путь.

Назовите три главных принципа Вашей работы.

  • Уважение, честность, развитие.

Как можно заинтересовать ребенка и мотивировать его познавательную активность?

  • Предложить ему быть исследователем, первооткрывателем.

Какая модель общения с обучающимися Вам ближе? Почему?

  • Только доверительное общение сочетает в себе высокую степень активности, педагогический оптимизм педагога, его стремлением к сотрудничеству с детьми, индивидуальный подход, профессионализм и личностный рост.

Что самое трудное в Вашей профессии?

  • Яну Амосу Каменскому, который является основоположником научной педагогики и изобретателем классно-урочной системы еще в далеком XVII веке, принадлежит прекрасное высказывание: «Тот, кто мало знает, малому может и учить…». Поэтому в профессии «педагог» необходимо очень много знать. И, конечно же, освоение новыми знаниями забирает огромное количество времени, что может привести к профессиональному выгоранию.

А как его можно избежать? Есть ли у вас свой секрет?

  • Всегда переключаться. Педагогика прекрасна, но необходимо совершенно переключать виды деятельности вне работы. Например, я много лет занимаюсь благотворительностью. У меня свой проект «Я приемный родитель» в Воронежской областной волонтерской организации «Общие дети». Я люблю создавать разное из дерева, освоила электролобзик. Люблю сочинять терапевтические сказки для маленьких и взрослых девочек. А еще у меня есть домик в деревне, где все мои навыки рукотворчества постоянно есть куда применить: то крышку для погреба смастерить, то ремонт на кухонке сделать, то сундук или шкаф старый отреставрировать.

Какая книга произвела на Вас самое сильное впечатление в жизни? И почему Вы рекомендовали бы ее прочесть?

  • В 11 классе мне поручили доклад по книге Чингиза Айтматова «Плаха». Я читала ее всю ночь и плакала. Не могла остановиться ни в чтении, ни в слезах. И вот тогда я четко увидела главную мысль этого произведения: каждый человек ежедневно становится участником борьбы — с самим собой, с другими людьми или целым обществом. Регулярно он вынужден отстаивать свои принципы и убеждения, защищаться, делать моральный выбор. Это и есть его плаха. Вся жизнь — это про выбор. И как ты его делаешь, насколько ты смел и честен с собой — зависит, в какой точке ты окажешься.

В чем по Вашему мнению заключается призвание педагога?

  • Уж простите за очередную цитату, но лучше, чем Шалва Амонашвили об этом, мне кажется, никто и не сказал: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах…».

Поделитесь Вашей профессиональной мечтой.

  • На сегодняшний момент времени все мои задумки реализуются и развиваются. Моя дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Журналистика и современные способы коммуникации» заняла II место в областном этапе Конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в социально-гуманитарной направленности. Наш детский пресс-центр имеет всероссийские и международные награды, мы публикуемся в газете «Аргументы недели». Несколько публикаций даже разместили на их федеральном сайте. А это значит нам с ребятами удается затрагивать и раскрывать серьезные темы, тем самым создавая важное информационное пространство. Сказкотерапевтическое направление тоже активно развивается. Данная программа позволяет работать и с детками с ОВЗ, гармонично погружая их в обычную социальную среду. Надеюсь, что и дальше буду двигаться в заданном направлении и постоянно самосовершенствоваться.