Каждую пятницу Региональный центр «Орион» публикует интервью с лучшими педагогами региона. С теми, кто готовит ребят к олимпиадам, проводит увлекательные занятия по дополнительным программам, помогает выигрывать в областных и Всероссийских конкурсах.
Сегодняшнее интервью с заведующей секцией народного пения детской школы искусства №7 города Воронежа, руководителем образцового коллектива ансамбля народной песни «Услада» Светланой ЛАНЕВСКОЙ.
Светлана Александровна, как Вы понимаете выражение «педагог-наставник»?
- Педагог-наставник должен обладать высокой квалификацией, умело передавать педагогический опыт молодым специалистам. Проводить практические занятия, мастер-классы. Сам постоянно развиваться, быть эрудированным в своей области знаний.
Какого педагога можно считать профессионалом своего дела?
- Высококлассного специалиста, обладающего методикой обучения, умеющего на практике применять знания и умения. Обладающего неиссякаемой энергий, желанием идти вперед. Любящего свой предмет и учеников.
Что сложнее – быть педагогом или быть наставником?
- Быть наставником ответственнее, соответственно сложнее. Своеобразное наставничество в детской школ искусств это — подготовка ребенка к конкурсу, концерту или поступлению в среднее профессиональное учебное заведение. Ученик — лицо педагога. Успехи учеников — мои победы.
Каким должен быть современный педагог?
- Педагог должен быть авторитетом и другом. Любить работу и детей. Увлечь своим предметом, быть на одной волне, владеть современными технологиями.
Почему Вы решили стать педагогом? А если не педагогом, то кем бы стали?
- Осознание себя как педагога пришло не сразу. Как и все маленькие девочки я мечтала стать великой певицей. С 10 лет училась в музыкальной школе на народном вокальном отделении. Окончила Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей. Получила высшее педагогическое образование. Пробовала себя как певица, как диктор телевидения, приобрела техническую специальность. Менялись интересы и увлечения, но любовь к детям и народному пению оставалась неизменной. Постепенно она заняла главную роль в моей жизни. В 2010 году в детской школе искусств №7 я организовала творческий коллектив. Сегодня это образцовый коллектив Воронежской области, ансамбль народной песни «Услада». Ребята участвуют в различных конкурсах и фестивалях городского, общероссийского и международного уровня. А я не работаю, я занимаюсь любимым делом. Сейчас я получаю образование по профилю «Управленческая деятельность в сфере искусства». Возможно, это ступенька для новой профессии.
Назовите три главных принципа Вашей работы.
- Любовь к детям. Любовь к народной песне. Творческое развитие.
Как можно заинтересовать ребенка и мотивировать его познавательную активность?
- Заинтересовать, увлечь чем-либо современных школьников, сегодня, является одной из самых сложных педагогических проблем. Необходимо создать доброжелательную атмосферу взаимопонимания и сотрудничества на уроке, ситуации успеха. Вести совместную работу с детьми, искать нестандартные формы проведения урока. По возможности создать прочные отношения в команде «учитель-родитель-ученик». Несомненно, действенная мотивация это — участие в конкурсах, концертах, творческие поездки, тематические мероприятия.
Какая модель общения с обучающимися Вам ближе? Почему?
- В большей степени я применяю в работе демократический стиль общения, когда решения принимаются руководителем вместе с учениками и родителями, вовлеченными в процесс обучения. Однако, для успешного управления используются смешанные стили, имеющие в себе черты методов руководства из различных классификаций. И чтобы быть успешным и эффективным лидером, нужно уметь находить баланс.
Что самое трудное в Вашей профессии?
- Эмоциональные нагрузки. Человеком управляют эмоции. Важно не терять контроль в любой ситуации.
Какая книга произвела на Вас самое сильное впечатление в жизни? И почему Вы рекомендовали бы ее прочесть?
- «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка из детства в сознательном возрасте вызывает сильные эмоции. Здесь затрагиваются самые обычные жизненные темы: любовь, дружба, одиночество, мудрость.
Как избежать профессионального выгорания?
- Хороший сон. Четкое планирование. Умение делегировать полномочия. Увлечения и приятный досуг.
В чем заключается призвание педагога?
- Занятия музыкой способствуют не только музыкальному воспитанию личности, но и формируют общие способности детей, происходит становление индивидуальности, эмоционально-ценностное самоопределение ученика. Надо доверять детям действовать самостоятельно. Воспитать в ученике гармонично развитую личность, культурного человека любящего свою Родину.
Поделитесь Вашей профессиональной мечтой.
- Мечтаю вернуть в школы искусств отделение сольного народного пения. Сегодня активно развивается только музыкальный фольклор. Это замечательно, что мы возвращаемся к истокам, этнографии. Но народные песни, прекрасная авторская музыка вызывает у слушателей неподдельные искренние эмоции, самые теплые чувства. А значит нам нужна поддержка, надо возрождать народную песню. Желаю своим ученикам творческих побед, реализации всех замыслов. Кто-то уже связал свою жизнь с народной песней, другие готовятся к поступлению в музыкальные образовательные учреждения (колледжи, вузы). Пусть все сложится и наши общие желания исполнятся.