Каждую пятницу Региональный центр «Орион» публикует интервью с лучшими педагогами региона. С теми, кто готовит ребят к олимпиадам, проводит увлекательные занятия по дополнительным программам, помогает выигрывать в областных и Всероссийских конкурсах.

Сегодняшнее интервью с заведующей секцией народного пения детской школы искусства №7 города Воронежа, руководителем образцового коллектива ансамбля народной песни «Услада» Светланой ЛАНЕВСКОЙ.

Светлана Александровна, как Вы понимаете выражение «педагог-наставник»?

  • Педагог-наставник должен обладать высокой квалификацией, умело передавать педагогический опыт молодым специалистам. Проводить практические занятия, мастер-классы. Сам постоянно развиваться, быть эрудированным в своей области знаний.

Какого педагога можно считать профессионалом своего дела?

  • Высококлассного специалиста, обладающего методикой обучения, умеющего на практике применять знания и умения. Обладающего неиссякаемой энергий, желанием идти вперед. Любящего свой предмет и учеников.

Что сложнее – быть педагогом или быть наставником?

  • Быть наставником ответственнее, соответственно сложнее. Своеобразное наставничество в детской школ искусств это — подготовка ребенка к конкурсу, концерту или поступлению в среднее профессиональное учебное заведение. Ученик — лицо педагога. Успехи учеников — мои победы.

Каким должен быть современный педагог?

  • Педагог должен быть авторитетом и другом. Любить работу и детей. Увлечь своим предметом, быть на одной волне, владеть современными технологиями.

Почему Вы решили стать педагогом? А если не педагогом, то кем бы стали?

  • Осознание себя как педагога пришло не сразу. Как и все маленькие девочки я мечтала стать великой певицей. С 10 лет училась в музыкальной школе на народном вокальном отделении. Окончила Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей. Получила высшее педагогическое образование. Пробовала себя как певица, как диктор телевидения, приобрела техническую специальность. Менялись интересы и увлечения, но любовь к детям и народному пению оставалась неизменной. Постепенно она заняла главную роль в моей жизни. В 2010 году в детской школе искусств №7 я организовала творческий коллектив. Сегодня это образцовый коллектив Воронежской области, ансамбль народной песни «Услада». Ребята участвуют в различных конкурсах и фестивалях городского, общероссийского и международного уровня. А я не работаю, я занимаюсь любимым делом. Сейчас я получаю образование по профилю «Управленческая деятельность в сфере искусства». Возможно, это ступенька для новой профессии.

Назовите три главных принципа Вашей работы.

  • Любовь к детям. Любовь к народной песне. Творческое развитие.

Как можно заинтересовать ребенка и мотивировать его познавательную активность?

  • Заинтересовать, увлечь чем-либо современных школьников, сегодня, является одной из самых сложных педагогических проблем. Необходимо создать доброжелательную атмосферу взаимопонимания и сотрудничества на уроке, ситуации успеха. Вести совместную работу с детьми, искать нестандартные формы проведения урока. По возможности создать прочные отношения в команде «учитель-родитель-ученик». Несомненно, действенная мотивация это — участие в конкурсах, концертах, творческие поездки, тематические мероприятия.

Какая модель общения с обучающимися Вам ближе? Почему?

  • В большей степени я применяю в работе демократический стиль общения, когда решения принимаются руководителем вместе с учениками и родителями, вовлеченными в процесс обучения. Однако, для успешного управления используются смешанные стили, имеющие в себе черты методов руководства из различных классификаций. И чтобы быть успешным и эффективным лидером, нужно уметь находить баланс.

Что самое трудное в Вашей профессии?

  • Эмоциональные нагрузки. Человеком управляют эмоции. Важно не терять контроль в любой ситуации.

Какая книга произвела на Вас самое сильное впечатление в жизни? И почему Вы рекомендовали бы ее прочесть?

  • «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка из детства в сознательном возрасте вызывает сильные эмоции. Здесь затрагиваются самые обычные жизненные темы: любовь, дружба, одиночество, мудрость.

Как избежать профессионального выгорания?

  • Хороший сон. Четкое планирование. Умение делегировать полномочия. Увлечения и приятный досуг.

В чем заключается призвание педагога?

  • Занятия музыкой способствуют не только музыкальному воспитанию личности, но и формируют общие способности детей, происходит становление индивидуальности, эмоционально-ценностное самоопределение ученика. Надо доверять детям действовать самостоятельно. Воспитать в ученике гармонично развитую личность, культурного человека любящего свою Родину.

Поделитесь Вашей профессиональной мечтой.

  • Мечтаю вернуть в школы искусств отделение сольного народного пения. Сегодня активно развивается только музыкальный фольклор. Это замечательно, что мы возвращаемся к истокам, этнографии. Но народные песни, прекрасная авторская музыка вызывает у слушателей неподдельные искренние эмоции, самые теплые чувства. А значит нам нужна поддержка, надо возрождать народную песню. Желаю своим ученикам творческих побед, реализации всех замыслов. Кто-то уже связал свою жизнь с народной песней, другие готовятся к поступлению в музыкальные образовательные учреждения (колледжи, вузы). Пусть все сложится и наши общие желания исполнятся.