Каждую пятницу Региональный центр «Орион» публикует интервью с лучшими педагогами региона. С теми, кто готовит ребят к олимпиадам, проводит увлекательные занятия по дополнительным программам, помогает выигрывать в областных и Всероссийских конкурсах.

Сегодняшнее интервью с наставником победителей и призеров региональных конкурсов естественнонаучной направленности, учителем биологии школы №102 Мариной ШАЦКИХ.

Марина Алексеевна, как Вы понимаете выражение «педагог-наставник»?

  • Педагог-наставник – это человек, который помогает ребятам найти себя в жизни, сделать правильный выбор профессии; увидеть и направить интересы ученика на благие дела.

Какого педагога можно считать профессионалом своего дела?

  • Педагог-профессионал отлично ориентируется в потоке научной информации и способен через свой учебный предмет формировать личность школьника, развивать его инициативу и творчество, побуждать познавательный интерес к предмету. Стать профессионалом невозможно без твердого характера, желания учиться и совершенствовать своё мастерство.

Что сложнее – быть педагогом или быть наставником?

  • Сложнее быть наставником, чем педагогом. Педагог делится своими знаниями, а наставник передаёт не только знания, но и свой опыт, эмоциональное состояние подрастающему поколению, побуждает их к развитию творческого и научного потенциала.

Каким должен быть современный педагог?

  • Современный педагог — это новатор, следит за новыми открытиями в своей области знаний, использует новые средства обучения; увлеченный работой человек, работа ему приносит удовлетворение; артист, поэт, певец, художник, психолог, дипломат и т.д.

Почему Вы решили стать педагогом? А если не педагогом, то кем бы стали?

  • Стать педагогом — это мечта моего детства. Я выросла в педагогической среде, ведь мама и старшая сестра были педагогами. Наш семейный педагогический стаж 117 лет. Еще в школе я проводила уроки и мероприятия, мне нравилось общаться с детьми и передавать им свои знания. Если бы я не стала педагогом, то стала бы химиком-экологом. Работала бы в лаборатории, брала пробы воды, воздуха и почвы, оценивала качество окружающей среды.

Назовите три главных принципа Вашей работы.

  • Индивидуальный подход, практическая направленность преподавания, честность и справедливость.

Как можно заинтересовать ребенка и мотивировать его познавательную активность?

  • Педагог должен сделать так, чтобы ребёнок сам искренне полюбил его предмет, используя для этого разные инструменты: похвала и правильная необидная критика; практическая вовлеченность ребенка; учет его интересов и идей; предоставление возможности самостоятельно ставить цель и находить собственные способы ее достижения.

Какая модель общения с обучающимися Вам ближе? Почему?

  • На занятиях мне нравится вести диалог с ребятами, находить правильные решения совместно. Это дает возможность ребятам почувствовать себя участниками событий, внести свой вклад в решение проблемы.

Что самое трудное в Вашей профессии?

  • Избежать профессионального выгорания. Пока это удаётся. Чередую режим труда и отдыха, нахожу время для себя и семьи.

В чем заключается призвание педагога?

  • Педагог – это призвание, ведь он дарит тепло своей души и частичку себя детям.

Какая книга произвела на Вас самое сильное впечатление в жизни? И почему Вы рекомендовали бы ее прочесть?

  • Любимая книга – «Белый Бим Черное ухо» Троепольского. Это книга о преданном и верном друге. Другие произведения этого автора также наполнены любовью к природе и чувством ответственности перед ней.

Поделитесь Вашей профессиональной мечтой.

  • Чтобы каждый мой ученик в душе стал экологом. Может быть это позволит сохранить нашу планету для других поколений.