Каждую пятницу Региональный центр «Орион» публикует интервью с лучшими педагогами региона. С теми, кто готовит ребят к олимпиадам, проводит увлекательные занятия по дополнительным программам, помогает выигрывать в областных и Всероссийских конкурсах.
Сегодняшнее интервью с победителем регионального конкурса «Педагог дополнительного образования Воронежской области» -2022 в номинации «Наставничество в дополнительном образовании», заместителем директора Регионального центра «Орион», доцентом кафедры САПРИС Воронежского государственного технического университета Борисом ТИШУКОВЫМ.
В своей профессиональной деятельности Борис Николаевич совмещает работу преподавателя на кафедре, занятие научной деятельностью, является преподавателем в рамках профильных смен по направлениям «Информатика» и «Математика», является руководителем программы и наставником школьников по программе «Инженерная опора Воронежской области».
Ученики Бориса Николаевича становятся победителями и призерами регионального этапа ВсОШ, победителями и призерами перечневых олимпиад, творческих и научных конкурсов, позволяющих ребятам стать студентами ведущих ВУЗов России без вступительных испытаний.
Борис Николаевич, как Вы понимаете выражение «педагог-наставник»?
- Педагог-наставник — это человек, который помогает найти единственное верное решение из имеющегося множества, задает траекторию развития своему ученику, помогает поверить в себя при достижении жизненной цели.
Какого педагога можно считать профессионалом своего дела?
- Если педагог постоянно развивается, живет новыми идеями и успешно их реализовывает, радуется победам своих подопечных и умеет не только учить, но и сам учится чему-то у своих подопечных, то такого педагога можно считать профессионалом.
Что сложнее – быть педагогом или быть наставником?
- На мой взгляд, наставником быть сложнее, поскольку от него требуется не только передавать знания, но и направлять, советовать, оказывать поддержку и помогать найти себя.
Каким должен быть современный педагог?
- Современный педагог должен любить свое дело, быть творческим, всесторонне развитым, патриотом своей страны и быть интересным своим подопечным.
Почему Вы решили стать педагогом? А если не педагогом, то кем бы стали?
- Все началось с моей мамы. Она посветила всю свою жизнь воспитанию и обучению детей, является Почетным работником общего образования РФ. Еще будучи ребенком, я много времени проводил в стенах школы, где мама работала учителем математики. Возможно, именно поэтому при профессиональном самоопределении я сделал выбор в пользу педагогики, а не пошел работать по специальности в компании IT сферы.
После поступления в ВГТУ и знакомства со своим учителем, научным руководителем и наставником доктором технических наук, профессором Яковом Евсеевичем Львовичем, сомнения меня покинули, я твердо решил посветить свою жизнь педагогической и научной деятельности в высшей школе.
Очень благодарен судьбе за встречу с таким замечательным, талантливым и чутким человеком, которым является Яков Евсеевич. Именно он как наставник, как пример для подражания, сыграл определяющую роль в становлении меня как молодого ученого и педагога. В своей профессиональной деятельности, да и не только в профессиональной, я очень стараюсь равняться на своего учителя.
Назовите три главных принципа Вашей работы.
- Непрерывное саморазвитие. Порядочность. Любовь к своему делу.
Как можно заинтересовать ребенка и мотивировать его познавательную активность?
- Верить в успех своих подопечных и помочь им в это поверить, оказывать поддержку и помогать при достижении целей.
Какая модель общения с обучающимися Вам ближе? Почему?
- Личностно-ориентированная модель общения, дополненная совместным решением задач из области интересов обучающихся.
Что самое трудное в Вашей профессии?
- Самое трудное — это научить мыслить, искать нестандартные решения сложных задач, и главное — не просто сохранить, но и преумножить их мотивацию.
Какая книга произвела на Вас самое сильное впечатление в жизни? И почему Вы рекомендовали бы ее прочесть?
- Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Это произведение является очень мудрым, в котором просто и проникновенно говорится о самом важном: о дружбе и любви, о долге и верности, о красоте и нетерпимости к злу. Именно эти качества важны и в нашей работе — донести правильно их смысл до своих учеников, воспитать их хорошими людьми, ведь мы в ответе за тех, кого приручили.
Как избежать профессионального выгорания?
- Искать во всех своих победах и неудачах позитивные моменты, извлекать из всего этого правильные уроки, никогда не отчаиваться и стремиться достигать намеченные цели. Ну и конечно же находить время для отдыха.
В чем заключается призвание педагога?
- Призвание педагога заключается в служении своей профессии и своим ученикам.
Поделитесь Вашей профессиональной мечтой.
- Мне бы очень хотелось создать инженерную школу, в рамках которой ребята из всех наших муниципалитетов будут заниматься олимпиадной подготовкой по математике, информатике и физике, а также проектными задачами: моделированием физических процессов, решать задачи в области прикладной математики и информатики, разрабатывать информационные системы.