Каждую пятницу Региональный центр «Орион» публикует интервью с лучшими педагогами региона. С теми, кто готовит ребят к олимпиадам, проводит увлекательные занятия по дополнительным программам, помогает выигрывать в областных и Всероссийских конкурсах.

Сегодняшнее наше интервью с педагогом Центра дополнительного образования детей Новохоперского района Инной БОРИСОВОЙ. Инна Владимировна работает в туристко-краеведческой направленности ведет программу «Народные промыслы». Каждый год ее обучающиеся становятся победителями и призерами региональных конкурсов.

Инна Владимировна, как Вы понимаете выражение «педагог-наставник»?

  • Педагог — наставник совмещает в себе два понятия: сильный учитель-предметник и тьютор, который обладает достаточным опытом и практикой.

Какого педагога можно считать профессионалом своего дела?

  • Это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания, воспитывающий в своих детях доброту, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине.

Что сложнее – быть педагогом или быть наставником?

  • Эти понятия связаны, но, тем не менее, не каждый педагог может быть наставником, и не каждый наставник является педагогом. Смысл этой связи в том, что преемственность в образовании очень важна.

Каким должен быть современный педагог?

  • Лев Николаевич Толстой писал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, то он совершенный учитель». И хотя у учителя могут быть и свои, и даже очень серьёзные проблемы в личной жизни, он должен при детях оставаться весёлым или хотя бы спокойным. Учителю ни в коем случае нельзя терять самообладание.

Почему Вы решили стать педагогом? А если не педагогом, то кем бы стали?

  • Профессию педагога я выбрала по нескольким причинам. Учить детей — это приносить пользу моей стране, моей России. Я люблю видеть, как зажигаются глаза детей от познания тайн окружающего мира, как ребята достигают того, что недавно казалось несбыточной мечтой. Вот это все позволяет быть с ними на одной волне и оставаться «вечно молодым». О другой сфере профессиональной деятельности никогда даже не задумывалась.

Назовите три главных принципа Вашей работы.

  • Любовь к детям. Нужно любить свою работу. Развить интерес ребенка.

Как можно заинтересовать ребенка и мотивировать его познавательную активность?

  • ‍Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Внешняя мотивация связана с какими-либо обстоятельствами извне, например, наградой или, наоборот, наказанием. Внешняя мотивация, в свою очередь, может быть положительной — когда ребёнок за хорошие оценки по итогам четверти получает новый телефон — и отрицательной — если заканчивает год с «тройкой» и поэтому не едет в лагерь. ‍ Внутренняя мотивация связана с самой деятельностью и её значением для человека.

Что самое трудное в Вашей профессии?

  • В коллективах детско-юношеских центров в основном работают люди за 40 и 50 лет. Молодые педагоги в сферу дополнительного образования почти не приходят, а если приходят, то задерживаются совсем ненадолго. Возможно, они находятся во власти стереотипов о низкой зарплате, плохих условиях труда, скучной и к тому же ненормированной работе.

Какая книга произвела на Вас самое сильное впечатление в жизни? И почему Вы рекомендовали бы ее прочесть?

  • «Война и мир» Льва Толстого — это произведение, которое произвело на меня наиболее сильное впечатление. Книга не только увлекательная история, но и уроки жизни. Рекомендую ее всем, кто хочет почувствовать глубину русской литературы и задуматься о нашей жизни.

Как избежать профессионального выгорания?

  • Эмоциональное выгорание инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности педагога и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера. Факторы, способствующие наступлению синдрома профессионального выгорания – это, прежде всего, систематическая перегрузка, неудовлетворенность своим профессиональным ростом, отсутствие положительных оценок, поощрений в работе, неопределенность объема работы из-за нечеткости функционала, превалирование в педколлективе духа конкуренции при отсутствии работы по интеграции усилий учителей.

В чем заключается призвание педагога?

  • Призвание учителя – это внутреннее чувство и убеждение в том, что работа с детьми и образование – это его истинное предназначение. Учитель с призванием испытывает глубокую ответственность за развитие своих учеников и стремится помочь им раскрыть свой потенциал. Он видит свою роль не только в передаче знаний, но и в формировании личности ученика, его ценностей и навыков.

Поделитесь Вашей профессиональной мечтой.

  • Работая с детьми очень много лет и, сталкиваясь с их судьбами, я мечтаю, чтобы у каждого ребёнка были мама и папа, которые любят его и заботятся о нём. Хочу, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно, чувствовал свою значимость в классе, школе, дома и, конечно, любовь всех, кто его окружает.