Каждую пятницу Региональный центр «Орион» публикует интервью с лучшими педагогами региона. С теми, кто готовит ребят к олимпиадам, проводит увлекательные занятия по дополнительным программам, помогает выигрывать в областных и Всероссийских конкурсах.

Сегодняшнее интервью с педагогом дополнительного образования, руководителем объединений «Шахматная пешка» и «Юные туристы» Дома детского творчества г. Нововоронежа Светланой КУЦЕНКО.

Светлана Сергеевна, как Вы понимаете выражение «педагог-наставник»?

  • Педагог-наставник — прежде всего профессионал в своём деле, способный показать молодым специалистам, только что закончившим учебное заведение, как можно увлечь детей на занятиях, открывая перед ними прекрасный мир неизведанный ранее. Стремясь вперед, он постоянно совершенствуется. Наставником чаще всего является более опытный педагог, который передает практические навыки преподавания учебного предмета, например, туризм, шахматы.

Какого педагога можно считать профессионалом своего дела?

  • Того, кто сумеет разглядеть и развить в своих учениках живой интерес к знаниям, применяя современные технологии и инновации в процессе обучения и воспитания, а также работе с родителями.

Что сложнее – быть педагогом или быть наставником?

  • Считаю, что наставником быть сложнее и гораздо ответственнее.

Каким должен быть современный педагог?

  • Педагог XXI века должен быть креативным, владеть современными ИКТ, обратив любовь детей к гаджетам на пользу. Необходимо рассказывать о классных обучающих приложениях и сервисах, которые могут помочь в процессе развития личности. Педагог должен любить свое дело и горящие глаза детей. Современный педагог часто задаёт подопечным вопросы, чтобы мотивировать их рассуждать, и умеет слушать ответы.

Почему Вы решили стать педагогом?

  • В педагогику пришла не сразу, хотя из семьи потомственных педагогов, общий трудовой стаж которых свыше 100 лет. В школе любила разные интеллектуальные игры, походы. Закончила Воронежский государственный педагогический институт, там же училась моя мама. После этого работала в клубе по месту жительства вначале педагогом-организатором. Проводила различные мероприятия, участвовали в конкурсах с детьми. У нас была своя команда на малых Олимпийских играх памяти первого директора АЭС Федора Овчинникова. Тогда удалось сделать невозможное, мы вошли в их историю как команда, победившая детско-юношескую спортивную школу. Примером для меня была всегда Тина Матвеевна, первый руководитель подростково-молодежного клуба по месту жительства в Нововоронеже. Её все очень любили. Так детские увлечения превратились в смысл жизни.

Назовите три главных принципа Вашей работы.

  • Самосовершенствование, любовь к Родине, любовь к детям.

Как можно заинтересовать ребенка и мотивировать его познавательную активность?

  • Учет индивидуальных особенностей личности является ключиком на пути к успеху мотивации активности индивида. Когда ты видишь птицу, которая парит в воздухе высоко в горах, тебе самому хочется летать вместе с детьми. Поэтому мы и ходим в походы, чтобы немного приподняться вверх. Очень приятно, что, вырастая, ребята покоряют Эльбрус.

Какая модель общения с обучающимися Вам ближе? Почему?

  • Важен каждый ребенок, поэтому личностно-ориентированный подход является основным в работе. Мы часто устраиваем чаепития, где есть возможность у мальчишек и девчонок поделиться самым сокровенным.

Что самое трудное в Вашей профессии?

  • Учитель, как актер, выходящий на сцену. Он должен уметь полностью владеть собой. Поэтому, никакие эмоциональные перегрузки не должны помешать вырастить из маленькой искорки добра большое сердце будущего России.

Как избежать профессионального выгорания?

  • Любимое хобби, открытие новых пространств и жизненных планов, поддержка семьи, коллег и любящие глаза детей, помогают идти вверх и не останавливаться на месте.

В чем заключается призвание педагога?

  • Призвание педагога — это внутренний голос, который зовет за собой, любовь к своему делу, профессии. Педагог должен быть увлечен своим делом – только в этом случае он будет способен реально чему-то научить. Наш труд можно сравнить с пламенем костра, что горит в ночи.

Поделитесь Вашей профессиональной мечтой.

  • Мечтаю, чтобы каждый мой ученик вырос добрым, отзывчивым человеком, способным принести пользу Отечеству.