Методические рекомендации по составлению электронного путеводителя — Образовательный центр «Орион»

Методические рекомендации по составлению электронного путеводителя

Методические рекомендации по составлению электронного путеводителя

Уважаемые коллеги!

Если вы никогда не работали в видеоредакторе и сами не делали видеоролик, то прочитав последние требования, можно впасть в отчаяние. Но, на самом деле все не так страшно, как выглядит. При тщательном поиске среди своего окружения, всегда найдется человек, который это умеет делать. Многие старшеклассники это уже давно освоили, хотя не каждый учитель информатики это умеет. При этом особой разницы между городскими и сельскими школами здесь нет. Все зависит от желания освоить новые технологии (для себя новые, разумеется). Раньше презентация в PowerPoint считалась чудом, а теперь это никого не удивляет.

Почему видео?

Видеопрезентация наиболее удобна для восприятия, поскольку позволяет ярко и во всей красе (при помощи звука и изображения) передать информацию и составить наиболее полное и наглядное представление о вашем музее. Она поможет вам не только красочно проиллюстрировать информацию, но и создать «эффект присутствия», как говорится, — лучше один раз увидеть.

Общие требования к видеопрезентации

  1. Стиль (соблюдение единого оформления на протяжении всего ролика, например заголовки должны быть одного шрифта, размера и цвета, подписи к фотографиям и экспонатам – одинаковы по оформлению, основной фон должен быть постоянен и наследоваться промежуточными фонами сцен)
  2. Грамотное кадрирование изображения (5 фотографий в одном кадре – перебор; или экспонат о котором вы рассказываете едва заметен в одном из углов кадра; в центре кадра должно быть то о чем вы рассказываете, а не экскурсовод, мешающий восприятию экспоната)
  3. Качество изображения (картинка должна быть четкой, контрастной; фон и текст должны быть контрастными, не используйте более 3-4 цветов в одном статичном кадре (фон, заголовок, надпись), не используйте в качестве фона фотографии – текст на них плохо различим)
  4. Качество звука (без шипения и дребезжания, слова диктора \экскурсовода хорошо слышны, фоновая музыка не заглушает слова, не должно быть слышно щелчков включения или выключения аудиофрагментов)
  5. Грамотное использование эффектов перехода (красивые переходы между кадрами с летающими ангелочками явно не уместны, переход должен соединять видеоряд, а не разрушать его; не используйте более 3 планов в 10 секунд, в пределах сцены рекомендуется монтаж без переходов)
  6. Эмоциональное воздействие (ваше видео должно вызывать интерес, чтобы зрителю захотелось увидеть все своими глазами)
  7. Логическое построение (видео и звук составляют единое целое, каждая сцена логически завершена и не выпадает из общего сюжета, идея ролика должна быть раскрыта полностью, и помните – то что очевидно для вас не всегда очевидно для других)
  8. Динамика сюжета (на 30-й секунде перелистывания фотографий можно потерять всякий интерес к вашему ролику, но и другая крайность – бесконечное дерганье видеоряда не придает динамичности, динамика прежде всего в повествовании, его темпе, правильно расставленных акцентах: «изюминках» вашего музея или элементов эмоционального воздействия)
  9. Титры и текст (используйте крупный шрифт, минимальное текстовое наполнение – что, где, когда; не усердствуйте в оформлении и анимации титров, они должны быть легко читаемы, не используйте экзотические шрифты и не более 3-х разных; помните движущийся текст трудно читаем; подписи к фотографиям должны появляться и исчезать вместе с ними, к видеофрагментам подпись видна либо на всем протяжении (если нет заголовка), либо не менее 5 сек без анимации и 7 сек с анимацией).

10. Анимация (анимация статичных изображений, титров не должна являться самоцелью и отвлекать внимание от содержания; рекомендуется анимировать начало ролика с названием музея)

РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ

Выбор редактора

Существует огромное количество видео и аудио редакторов. Как правило в школах их нет, а стоят они очень дорого. В Интернете можно скачать любой из них, но вы должны помнить, что это будет нарушение авторских прав и наказуемо законом. Так чем же мы будем пользоваться? Во всех школах есть лицензионная операционная система Windows, в состав которой входит встроенный видеоредактор Movie Maker. Для начала вполне подойдет. И самое главное он имеет встроенную справку и множество справочной информации, уроков в Интернете. В конце концов школа вполне может приобрести парочку академических лицензий видеоредакторов, например Cyberlink PowerDirector обойдется не более 2000 рублей. Свободнораспространяемых (безплатных) вариантов немного и они очень ограничены по функционалу.

С аудиоредакторами намного сложнее. Все они ОЧЕНЬ дорогие и скидок на них нет. С другой стороны, если вы приобрели видеоредактор, то там обязательно есть функция записи голосовой дорожки. Правда это не всегда удобно реализовано и мало функций восстановления некачественной записи. Существует свободнораспространяемый (бесплатный) аудиоредактор Audacity, который вполне приемлем для наших целей.

И последнее – редактор для обработки фото. Если ваша школа не продлила лицензию на Adobe Photoshop, то наверняка продлила на Corel, где есть Corel Photopaint, да и сам CorelDraw вполне подойдет. В крайнем случае, совсем не плох свободнораспространяемый редактор Gimp.

Хранение материалов:

Сразу же создайте в корне диска папку, например ПРОЕКТ, а в ней подпапки: фото, видео, аудио, текст или как-то иначе. Главное – сразу же наводите порядок в материалах, называйте файлы так, чтобы было понятно что в них. Обязательно сохраняйте исходники Фотошопа, Корела, Джимпа, если делаете коллаж или схему. Это в последствии сэкономит вам время, когда что-то придется переделывать. Сохраняйте исходники фотографий, не перезаписывайте их при редактировании: уменьшении разрешения или размера.

Использование изображений:

При использовании в презентации фотографий (снятых на фотоаппарат или отсканированных) необходима их предварительная обработка в фоторедакторе: обрезка, восстановление цветности, контраста, яркости и т.п. При фото и видео съемке в помещении музея, постарайтесь избежать бликов на стеклах витрин. Если фотографию из экспозиции отсканировать нельзя и вы решили сделать фотокопию, то постарайтесь сфотографировать так, чтобы она была резкой и имела прямоугольные формы, а не напоминала трапецию. Не оставляйте вокруг нее фон витрины (сделайте обрезку) и тем более не оставляйте этикетку к ней.

Использование музыки, песен

Использование музыки, песен в качестве фона вашего ролика незаконно и нарушает авторские права. Вы должны либо получить разрешение правообладателя, либо использовать короткие отрывки или собственный микс «по мотивам» произведения, с указанием в финальных титрах автора. С другой стороны, процедура «как это сделать» для физических лиц плохо прописана и вы не преследуете коммерческих целей. В любом случае, если вы используете в качестве музыкального фона произведение, автором которого вы не являетесь, в финальных титрах вы должны указать автора и название произведения.

При подборе фоновой музыки старайтесь не использовать песен, если это не обусловлено сюжетом или не является цитированием. Стремитесь использовать неизбитые и незаезженные мелодии, которые по темпу подходят динамике вашего сюжета. Учитывайте, что ритм и темп фоновой мелодии по неволе должен определять смену кадров и сцен вашего ролика. Фоновая мелодия должна быть тише голоса настолько, чтобы слова были хорошо различимы. При отсутствии голосового сопровождения более 5-7 секунд, громкость фоновой мелодии должна быть повышена до уровня голоса. Для 5-7 минутного видеоролика достаточно использования 2-3 мелодий.

Структура видеопрезентации

Ваш ролик должен начаться с названия вашего музея, а закончиться тирами «над фильмом работали» и «в фильме использована музыка, видео и т.п.». Обе эти части должны длиться не менее 5 секунд, при использовании анимации – столько, сколько необходимо для прочтения.

Длительность видео не должна превышать 7 минут. Практика показывает, что оптимальный вариант длительности, при незатянутом сюжете, — 5 минут. 3 минуты, очень часто, не хватает зрителю чтобы понять и осмыслить то что он увидел, а 7 минут – на пределе возможностей его восприятия. Неподготовленный зритель, после 7 минут, скорее всего, он уже не получит законченного представления о вашем музее. Поэтому ориентируйте себя на 5-минутный ролик, т.к. не всегда удается логично закончить сцену, действие, раздел и требуется добавить то там, то здесь 5-10 секунд.

1. Вступление (20с) – начало+название музея+учебное заведение
2. История и характеристика музея (1 мин) – когда основан и кем+количество экспонатов+награды, победы и т.д
3. Разделы экспозиции (3 мин) – краткая характеристика с видеобзором + раритет (2-4 экспоната  интересных или особо значимых).
4. Деятельность музея (1,5 мин) – краткая характеристика+1-2 значительных мероприятия.
5. Заключение (10с) – титры (над фильмом работали и использована музыка)+адрес и контактные данные музея.

Обязательными являются вступление и заключение, но в определении их длительности у вас полная свобода.

Наличие, порядок и длительность остальных разделов – на ваше усмотрение. Главное, чтобы это все соответствовало полноте и целостности вашего сюжета и давало максимальное представление о вашем музее.

1 ЭТАП: Замысел и сценарий

В начале желательно написать сжатое изложение вашего рассказа – черновик сценария. Представьте, что вы рассказываете все это абсолютно не знакомому человеку, живущему в другом городе. Ваш рассказ должен быть последовательным, информативным, нескучным и самое главное эмоциональным. Т.е. вам необходимо донести до зрителя не только даты, события, цифры, но и вызвать интерес.

Получив исходный текст, можете приступать к его иллюстрации. Здесь уже не обойтись презентацией из набора фотографий. Видеоряд должен соответствовать вашему рассказу. На этом этапе начнет (а может и нет) проясняться что вам необходимо снять и в каком количестве использовать фотографии и видео.

Подсчитайте время необходимое на то чтобы произнести весь текст, делая засечки по абзацам, и попытайтесь представить, что в этот момент вы будете показывать.

Через некоторое время вам будет либо катастрофически не хватать времени чтобы все рассказать, либо не будет хватать материала чтобы его заполнить.

Возвращаемся к началу и пишем текст с одновременной раскадровкой того что будем показывать. Вполне возможно что придется все перевернуть с ног на голову чтобы получить приемлемый результат. Подумайте: стоит ли вводить рассказчика в кадр или ограничиться голосом за кадром; необходима ли сюжетная линия; нужны ли какие-нибудь простейшие спецэффекты? И т.д.

2 ЭТАП: Съемка и монтаж.

Вообще-то, это 2 отдельных этапа. Но проще их делать параллельно, чтобы в ночь перед сдачей проекта не бегать с фонарями и не снимать не хватающие кусочки видео. Голос за кадром необходимо записать. Сделать это лучше сразу и качественно. Записывать следует по 1-2 предложения. В крайнем случае по 1 абзацу, чтобы облегчить себе монтаж в последующем. Читающий текст должен обладать приятным голосом, без дефектов речи и читать его с выражением, а не как нудный параграф из учебника. Простейший способ записи – подключить микрофон к компьютеру в более или менее изолированной комнате без посторонних шумов. Тут без проб разных микрофонов и компьютеров не обойтись. Писать следует программой для записи звуков, хотя бы Audacity. Еще одна проблема – «циканье» на свистящих звуках. Выход – найти приличный микрофон или заменить диктора. Иногда помогает поролон. Оберните головку микрофона поролоном и завяжите. Кстати, микрофон лучше использовать со стойкой, а диктор не должен ее касаться. В крайнем случае можно использовать mp3-плеер – практически все они имеют встроенный диктофон.

При проведении собственных видеосъемок не пытайтесь снять с руки — используйте штатив (хотя бы самодельный). Нежелательно снимать видео на фотоаппарат — качество слишком низкое. Если уж никак вам не удалось найти видеокамеру, все знакомые и знакомые знакомых, друзья и родственники, не имеют таковой или резко увлеклись видеосъемкой, то снимайте на фотоаппарат. Выберите хотя бы самый лучший из доступных, пишущих с максимальным разрешением и в приемлемом формате. При записи вашего рассказчика — предварительно потренируйтесь, проверьте как пишется голос. Чтобы не возникло дополнительных проблем с монтажом, старайтесь не совмещать в проекте видео снятое фотоаппаратом и видеокамерой, т.к. практически все фотоаппараты снимают видео в пропорции 3:4, а видеокамеры – 9:16.

Перед монтажом соберите все материалы подготовленные для этого в одной папке, например ФИЛЬМ и разместите ее в корне диска (например, D) – это облегчит перенос проекта с компа на комп. Сюда же сохраняйте и проекты видеоредактора. Не забывайте делать промежуточные копии проектов – это ваш путь к отступлению.

Делайте промежуточные выводы своего видео: смонтировали 30-40 секунд – «создайте фильм» — это поможет вам оценить необходимую длительность показа фото, длину переходов, оценить соотношение громкости фоновой музыки и голоса рассказчика.

При монтаже не увлекайтесь эффектными переходами между сценами и кадрами – это вовсе не красит картинку фильма. Используйте 1-2 перехода из разряда спокойных, если конечно ваш сюжет не требует иного.

В конце обязательно сделайте финальные титры с указанием тех, кто работал над проектом и перечислите авторов и название использованной музыки, песен, видеофрагментов и т.п.