Памятка молодому учителю дополнительного образования — Образовательный центр «Орион»

Памятка молодому учителю дополнительного образования

ПАМЯТКА

МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(От ошибок в педагогическом процессе убежатьневозможно, но необходимо их сделать как можно меньше).

{Разработал: ст. методист В.А. Котюх}

Педагогический опыт, это попытка раскрыть, объяснить себе и другим секреты своего профессионального мастерства. Это умение понять, почему в данном случае именно такие методы и способы ведения учебного процесса оказались эффективными, каков ожидаемый результат их применения, в каких условиях они будут оптимальными, какие риски их использования существуют. Причиной же накопления педагогического опыта является противоречие между способом ведения педагогической деятельности, которым обладает педагог и невозможности получить прежние или более высокие результаты в изменившихся условиях. Таким образом педагогический опыт появляется именно как попытка преодолеть профессиональные трудности. Это значит, что профессиональный опыт молодых педагогов формируется быстрее тогда, когда учитель и течение учебного года использует в учебном процессе не только методику « Читаем параграф – отвечаем на вопросы», а апробирует десятки способов образовательных методик, отберет те, которые дают лучшие результаты в конкретных классах и возьмут их на вооружение.

Как завоевать учительский авторитет, который позволит преподносить ученикам любой материал, не боясь, что дети его проигнорируют? Правил здесь не так уж и много.

Доброжелательность. Профессия учителя – одна из самых древних в мире. Ее социальная значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого общества, т.к. воспитание и обучение – явления непреходящие. Учитель – преподаватель, наставник (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка). Преподаватель – передает знания, культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, от поколения к поколению; развивает этот опыт. Наставник наставляет, как себя вести, как надо жить, воспитывает. В.Г. Белинский писал: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».

Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
· Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
· Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
· Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
· Не требуй на уроке «идеальной дисциплины». Не будь авторитарным. Помни, урок — это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
· Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными «по трафарету». Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
· Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание — вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
· Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
· Неси детям добрую энергию и всегда помни, что «ученик — это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь».
· Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
· Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.

· Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.

Спокойствие:

— Демонстрируйте личный интерес к собственному предмету. Если дети увидят, что спокойный, добрый, последовательный учитель получает такое удовольствие от преподаваемой темы возможно, они захотят узнать, почему так происходит? А если так, то, – считайте, полдела сделано.

— Последовательность в действиях: если вы что-то пообещали сделать, неважно, поощрить или наказать, принести в класс интересные наглядные пособия или отпустить детей с урока пораньше – обязательно выполните свое обещание. Во-первых, своим поведением вы подадите детям личный пример; во-вторых, это – пожалуй, одна из тех причин, по которым даже взрослые немедленно начинают друг друга уважать. Будьте последовательны!
· Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить «планку» трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
· Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
· Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для «любимчиков». Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
· Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
· В общении с родителями своих учеников помни, что их дети — самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
· Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
· Не воспитывай слишком самонадеянных — их будут избегать; слишком скромных — их не будут уважать; слишком болтливых — на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых — с ними не будут считаться; слишком суровых — от них отмахнутся; слишком добрых — их растопчут.
· Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.

При подготовке к уроку

1.Прочитай раздел программы, который надо изучать на уроке.
2.Изучи материал этого раздела.
3.Проанализируй учебный материал.
4.Сформулируй цель урока. Ответь на вопросы, чего бы вы хотели достичь в результате урока.
5.Представь коллектив данного класса, отдельных учеников, постарайся наметить их путь к выполнению задач урока.
6.Выбери самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.
7.Соразмерь выбранные приемы со своими возможностями, определи свои действия на уроке.
8. Продумай структуру урока, его ход.
9. Зафиксируй все подготовленное в плане или конспекте.
10. Повторь про себя или вслух узловые моменты плана.
11. Проверь себя:
· какие факты, какие общие понятия или признаки, причинно- следственные связи должны быть усвоены на уроке;
· какое умение формируется на данном уроке;
· какие мировоззренческие понятия, политические, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на данном уроке;
· критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся на уроке;
· какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.

При организации урока

Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, программное обеспечение, необходимое для урока, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, обязательно – недисциплинированных учащихся. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале: ее можно приготовить на перемене. Приучайте дежурных оставлять на столе записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: » Кто не выполнил домашнее задание?» Это приучает к мысли, будто невыполнение заданий учителя — дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.
Четкое изложение последовательно обоснованных положений помогает понять и уяснить изучаемый вопрос. Аргументация предполагает применение ясных, убедительных доводов, примеров, фактов в подтверждение достоверности выдвинутого положения. Стереотипные утверждения, необоснованные заявления притупляют внимание и снижают интерес к разговору. Чтобы интересовать своих слушателей, преподаватель должен быть искренним в своих чувствах. Для этого ему самому нужно почувствовать те страсти, которые учитель намерен возбудить у слушателей. «Плачь сам, если хочешь, чтобы я плакал» — справедливо требовал древнеримский поэт Гораций.
Обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонним делом. использование Важным средством воздействия на эмоции и чувства слушателей является полемики. Она не только обостряет восприятие, повышает внимание и интерес, пробуждает умственную самостоятельность и активность школьников, включает их в процесс сознательного выбора между различными мнениями, но и обостряет симпатии в пользу того или иного мнения, помогает формированию определенных настроений.
Сильным эмоциональным средством является юмор. Хорошая шутка, острое слово, меткая ирония или сатира дают возможность не только лучше изложить мысль и передать свое отношение к ней, но и заразить этим отношением слушателей, вызвать у них нужный эмоциональный настрой на занятии. Но эффект комического достигает своей цели лишь в том случае, если используется уместно и умело, с соблюдение такта, меры и высокого художественного вкуса. Злоупотребление «затасканными», более того примитивными, грубыми или неуместными остротами может принести только вред.
Обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонним делом. использование Важным средством воздействия на эмоции и чувства слушателей является полемики. Она не только обостряет восприятие, повышает внимание и интерес, пробуждает умственную самостоятельность и активность школьников, включает их в процесс сознательного выбора между различными мнениями, но и обостряет симпатии в пользу того или иного мнения, помогает формированию определенных настроений.
Сильным эмоциональным средством является юмор. Хорошая шутка, острое слово, меткая ирония или сатира дают возможность не только лучше изложить мысль и передать свое отношение к ней, но и заразить этим отношением слушателей, вызвать у них нужный эмоциональный настрой на занятии. Но эффект комического достигает своей цели лишь в том случае, если используется уместно и умело, с соблюдение такта, меры и высокого художественного вкуса. Злоупотребление «затасканными», более того примитивными, грубыми или неуместными остротами может принести только вред.
Используй приемы, обеспечивающие заинтересованность слушателей:
— неожиданность (использование в речи неожиданную и неизвестную слушателям информацию, а также формулировки с оживляющим эффектом);

— «провокация» (на короткое время вызвать у слушателей реакцию несогласия с излагаемым материалом, используя это для подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции);

— гиперболу (применение преувеличения, чтобы заострить внимание аудитории). Позже, не забудь, уже без преувеличений четко изложить свою позицию по затронутой проблеме;

— прогнозирование (основываясь на реальных фактах, делать прогнозы ожидаемых событий);

— сопереживание (описывать события, заставляя слушателей сопереживать);

— драматизацию (сознательно драматизируя, изобразить события, заставляя слушателей отождествлять себя с действующими лицами рассказа);

— прямое включение (начать с самого главного при условии, когда слушатели знакомы с данной темой занятия);

— юмор в рассказе применять шутки, забавные истории, относящиеся к теме вступления, поскольку, большое значение для возбуждения интереса к занятию имеет его начало. Поэтому избегать шаблонного подхода в этом вопросе, а преподавателю проявлять творчество.

Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Укажите ученику, направление его дальнейшего совершенствования, для получения более высокой оценки. · Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, — не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
Овладеть интересом слушателей и удержать его — это очень деликатная задача, связанная с уровнем творческой подготовки и практическим опытом педагога.