О проведении конкурса «Педагог дополнительного образования Воронежской области» — Образовательный центр «Орион»

О проведении конкурса «Педагог дополнительного образования Воронежской области»

ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ  ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

пл. им. Ленина, д. 12, г. Воронеж, 394006
тел. (473)212 75 25, 239 06 58 (Ф)
ОГРН 1093668028464,
ИНН/КПП 3666159487/366601001
от 18.01.2019 № 80-12/352
на № _____________от ________________


О проведении конкурса
«Педагог дополнительного образования Воронежской области»

Руководителям
органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области информирует, что с 1 февраля по 30 апреля 2019 года состоится конкурс «Педагог дополнительного образования Воронежской области» (далее – Конкурс) в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» и Всероссийского конкурса педагогических работников – организаторов воспитания, специалистов в сфере воспитания «Воспитать человека» (далее – Конкурс).
Организационно-методическое сопровождение Конкурса осуществляет ГБУ ВО «Областной центр развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи».
Просим Вас довести информацию до подведомственных образовательных организаций и заинтересованных лиц.
Дополнительную информацию по участию в Конкурсе можно получить по телефону: 8(473)212-79-61, Камышанская Ольга Геннадьевна.

 

Приложение: Положение о проведении Конкурса на 50 л. в 1 экз.в элекронном виде.
Заместитель
руководителя департамента                                                        Н.В. Салогубова

 

Скоркина
212-75-46

 

Приложение
к письму департамента
от ________ № _________

 

Положение
о проведении конкурса «Педагог дополнительного образования Воронежской области»
1. Общие положения
Областной конкурс «Педагог дополнительного образования Воронежской области» (далее – Конкурс) проводится в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и Всероссийского конкурса педагогических работников – организаторов воспитания, специалистов в сфере воспитания «Воспитать человека».
Цели Конкурса:
— повышение значимости и престижа педагогического работника сферы дополнительного образования, его общественного и профессионального статуса;
—  создание условий в сфере дополнительного образования для позитивной социализации детей, формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения;
—  формирование воспитательного пространства детства на уровне муниципалитета, региона в условиях реализации ФГОС и Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года.
Задачи Конкурса:
—  выявление и стимулирование талантливых педагогических работников и инновационного педагогического опыта в сфере дополнительного образования и воспитания детей;
—  представление педагогическому сообществу лучших образцов педагогической деятельности, обеспечивающих высокое качество и результативность в дополнительном образовании и воспитании;
—  обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания в соответствии с интересами детей, потребностями семей и общества;
—  поддержка создания и деятельности профессиональных сообществ педагогов дополнительного образования;
—  содействие профессиональному развитию, квалификационному и карьерному росту педагогических работников сферы дополнительного образования детей, организаторов и специалистов в области воспитания;
—  выявление и трансляция лучших практик организации воспитательного процесса и повышения профессиональной значимости и общественного признания деятельности педагогических работников, специалистов в области воспитания, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных организациях и организациях, осуществляющих обучение;
—  привлечение внимания органов исполнительной власти и местного самоуправления Воронежской области, всех заинтересованных организаций, средств массовой информации, широкой педагогической и родительской общественности к актуальным задачам развития дополнительного образования детей.
Конкурс проводится департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области.
Организационно-методическое сопровождение конкурсных мероприятий осуществляет Региональный модельный центр дополнительного образования Воронежской области ГБУ ВО «Об.
Проведение Конкурса способствует:
—       созданию конкурентной среды в сфере дополнительного образования, обеспечивающей обновление содержания и повышение качества предоставляемых услуг;
—       апробации и внедрению профессионального стандарта педагога дополнительного образования;
—  формированию имиджа дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном обществе;
—  созданию условий для привлечения в дополнительное образование детей молодых талантливых специалистов, их профессионального и творческого развития;
—  продвижению лучших проектов и программ в области воспитания;
—  формированию профессионального сообщества специалистов в области социализации и воспитания детей и молодежи.
Конкурс проводится в рамках реализации основных положений федерального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам протоколом от 30 ноября 2016 года № 1642, федеральных проектов нового национального проекта «Развитие образования», Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р, Плана мероприятий на 2015-2020 годы приоритетных направлений воспитательной деятельности Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р, государственной программы Воронежской области «Развитие образования на 2016-2020 годы», регионального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей Воронежской области», Регионального плана мероприятий на 2016 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, Регионального плана мероприятий на 2016 – 2020 годы по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Материалы, представленные участниками Конкурса, могут быть опубликованы в сборниках, журналах, региональных интернет ресурсах по решению Оргкомитета и рекомендациям членов Жюри.
2. Сроки, этапы, номинации Конкурса
Конкурс проводится в два этапа:
1 этап – районный (городской).
Сроки проведения – февраль — март 2019 года;
2 этап – областной (заочный отборочный и очный этапы).
Сроки проведения – апрель 2019 года.
Конкурс проводится по номинациям в соответствии с направленностями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
—                      «Техническая»;
—                      «Художественная»;
—                      «Туристско-краеведческая»;
—                      «Естественнонаучная»;
—                      «Физкультурно-спортивная»;
—                      «Социально-педагогическая»; 
—                      «Проекты и программы в области воспитания». 
В целях поощрения и поддержки талантливой молодежи в сфере образования в каждую из вышеназванных номинаций включена подноминация «Молодой педагог».
Областной этап Конкурса планируется провести на базе учреждений общего и дополнительного образования городского округа город Воронеж и Воронежской области в апреле 2019 года.
Место и дата проведения конкурсных мероприятий по каждой из номинаций определяются Региональным оргкомитетом и сообщается дополнительно.
Выдвижение кандидатов на участие в Конкурсе осуществляется муниципальными органами образования из числа победителей районных и городских этапов.
3. Участники Конкурса
3.1. В номинациях Конкурса «Техническая», «Художественная», «Туристско-краеведческая», «Естественнонаучная», «Физкультурно-спортивная», «Социально-педагогическая» могут принимать участие педагоги дополнительного образования (старшие педагоги дополнительного образования), педагоги-организаторы, преподаватели детских школ искусств и музыкальных школ, тренеры-преподаватели (старшие тренеры-преподаватели), реализующие дополнительные общеобразовательные программы в образовательных организациях Воронежской области. (дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы).
Педагогический стаж работы участников Конкурса – не менее 5 лет.
Возраст участников не ограничивается.
3.2. К участию в номинации Конкурса «Проекты и программы в области воспитания» приглашаются заместители директоров образовательных организаций по воспитательной работе, педагоги – организаторы, классные руководители, старшие вожатые, вожатые, социальные педагоги, кураторы ученического самоуправления и детских общественных объединений, первичных отделений Российского движения школьников и другие заинтересованные педагогические работники, реализующие программы и проекты воспитания и социализации в соответствии с номинациями Конкурса.
Педагогический стаж работы участников Конкурса в общеобразовательных организациях и организациях, осуществляющих обучение, не менее 3 лет (для старших вожатых, вожатых, кураторов первичных отделений Российского движения школьников – стаж в соответствующей должности не менее 1 года).
Возраст участников не ограничивается.
3.3. В подноминации «Молодой педагог» могут принимать участие педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, социальные педагоги, старшие вожатые, преподаватели детских школ искусств и музыкальных школ, тренеры-преподаватели, осуществляющие дополнительное образование и воспитание детей и молодежи в образовательных организациях в возрасте до 25 лет без предъявления требования к стажу работы.
3.4. К участию в Конкурсе также приглашаются специалисты некоммерческих организаций, индивидуальные предприниматели, реализующие дополнительные общеразвивающие программы.
3.5. Принимая участие в Конкурсе, участники дают согласие на обработку персональных данных.
3.6. Педагогические работники, принимавшие участие в очном этапе предыдущих Конкурсов в период 2017-2018 годов к участию в Конкурсе в текущем году не допускаются.
4. Руководство Конкурсом
4.1. Общее руководство и подготовку Конкурса осуществляет Региональный организационный комитет, утвержденный приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области.
4.2. В компетенцию Регионального организационного комитета входит:
—     утверждение сроков и места проведения, программ конкурсных площадок по проведению очного этапа Конкурса по номинациям;
—     утверждение состава экспертов жюри Конкурса по номинациям, списка участников очного этапа Конкурса по номинациям;
—     утверждение количества победителей в каждой номинации и размер денежных премий в пределах утверждённой сметы расходов и в рамках выделенных лимитов из средств областного бюджета, предусмотренных по мероприятию 3.4. «Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования и развития одаренности детей и молодежи» (пункт 3.4.4. «Организация конкурса «Педагог дополнительного образования Воронежской области»);
—     подведение итогов Конкурса;
—     проведение награждения победителей и участников Конкурса.
Решения Оргкомитета оформляются протоколами и подписываются председателем.
Региональный оргкомитет оставляет за собой право:
—     на отказ в принятии конкурсных материалов, не соответствующих настоящему Положению;
—     на изменение сроков и места проведения очного этапа Конкурса;
—     на решение вопроса о выдвижении победителей (1, 2, 3 места) Конкурса по номинациям «Техническая», «Художественная», «Туристско-краеведческая», «Естественнонаучная», «Физкультурно-спортивная», «Социально-педагогическая» для участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»;
—      на решение вопроса о выдвижении победителей и лауреатов Конкурса по номинации «Проекты и программы в области воспитания» для участия во Всероссийском конкурсе педагогических работников «Воспитать человека».
4.3. Для подготовки и проведения районных и городских этапов Конкурса создаются соответствующие оргкомитеты на местах. Оргкомитеты утверждают состав и условия работы жюри Конкурса по номинациям.
4.4. Жюри Конкурса осуществляет экспертизу материалов, поступивших на заочный этап Конкурса в соответствии с критериями оценки конкурсных материалов, по результатам определяет лучшие работы и выносит соответствующее решение об участии конкурсантов в очном этапе Конкурса; оценивает выполнение участниками конкурсных заданий в финале Конкурса и определяет победителей и призеров по каждой номинации.
4.5. Региональный Оргкомитет до 5 апреля 2019 года информирует органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования Воронежской области, об участниках очного этапа Конкурса.
4.6. Официальная информация о Конкурсе размещается:
— на региональном портале «Дополнительное образование, воспитание детей и молодежи Воронежской области»: dob36.ru
— на официальном сайте ГБУ ВО «ОЦРДО»: patriotvrn.ru
— в социальных сетях: Facebook и BKontakte.

 

5. Конкурсные задания и этапы
5.1. По номинациям: «Техническая», «Художественная», «Туристско-краеведческая», «Естественнонаучная», «Физкультурно-спортивная», «Социально-педагогическая» проводится два конкурсных этапа.
5.1.1. Заочный (отборочный) этап.
Участники Конкурса направляют на заочный отборочный этап:
— Дополнительную общеобразовательную программу (текст) в формате .doс или .pdf (титульный лист с подписью руководителя и печатью образовательной организации в сканированном виде);
— Презентацию конкурсного программно-методического комплекта реализуемой дополнительной общеобразовательной программы.
На данном этапе проводится экспертная оценка конкурсных материалов и отбор участников финального (очного) этапа.
5.1.2. Финальный (очный) этап.
В рамках финального (очного) этапа Конкурса проводится три конкурсных тура и одно общее испытание.
  • Самопрезентация «Мое педагогическое кредо».
Регламент — 7 минут.
Участник раскрывает ведущие педагогические идеи, жизненные приоритеты, отношение к детям, коллегам, профессии.
Ответы на вопросы жюри – до 3 минут.
  • Презентация конкурсного программно-методического комплекта реализуемой дополнительной общеобразовательной программы.
Регламент — 10 минут.
Проводится в форме индивидуального собеседования с членами жюри.
Конкурсант в устной форме представляет программно-методический комплект реализуемой дополнительной общеобразовательной программы.
Время на презентацию программно-методического комплекта – до 5 минут.
Ответы на вопросы жюри – до 5 минут.
При регистрации на очный этап Конкурса каждый участник предоставляет три экземпляра программно-методического комплекта реализуемой дополнительной общеобразовательной программы для работы членов жюри.
  • Открытое конкурсное занятие «Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой»Продолжительность занятия с обучающимися – 20 минут.
Для комментариев конкурсанта к своему занятию и ответов на вопросы жюри – до 5 минут.
  • Конкурс «Педагогическая импровизация».
Проводится в форме деловой игры.
Демонстрация финалистами Конкурса культуры педагогического проектирования, импровизации, умения продуктивно работать в команде и выстраивать конструктивное профессиональное взаимодействие.
Продолжительность конкурса – до 40 минут.
5.1.3. Оценка конкурсных заданий.
1. Самопрезентация «Мое педагогическое кредо».
Максимальная оценка – 18 баллов.
Критерии оценивания:
—     умение определять педагогические цели и задачи;
—     умение раскрыть свои жизненные и профессиональные приоритеты, обобщить и представить опыт своей педагогической деятельности, ее результативность;
—     умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
—     умение взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями обучающихся, представителями общественных организаций;
—     знание и применение принципов и приемов презентации; педагогическая культура конкурсанта: манера речи и поведения, внешний вид, самобытность и оригинальность выступления;
—     наличие сведений об участии педагога и учащихся в образовательных, досуговых, культурно-просветительских и других мероприятиях на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
2. Презентация конкурсного программно-методического комплекта реализуемой дополнительной общеобразовательной программы.
Максимальный балл – 24.
Критерии оценивания:
—     наличие актуальности, новизны и нормативного правового соответствия реализуемой ДОП;
—     умение разрабатывать программно-методическое обеспечение реализации ДОП;
—     умение определять педагогические цели и задачи, планировать занятия и (или) циклы занятий, направленные на освоение избранного вида деятельности;
—     создание педагогических условий для формирования и развития самоконтроля и самооценки обучающимися процесса и результатов освоения ДОП;
—     умение осуществлять педагогический контроль и оценку освоения ДОП, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии);
—     наличие положительной динамики результативности за период реализации ДОП.
3. Открытое конкурсное занятие «Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой».
Максимальный балл – 30.
Критерии оценивания:
—     умение определять педагогические цели и задачи занятия;
—     умение организовать новый вид деятельности обучающихся, направленный на освоение дополнительной общеобразовательной программы;
—     умение использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся;
—     умение стимулировать и мотивировать деятельность и общение обучающихся на занятии;
—     умение осуществлять педагогический и текущий контроль, оценку образовательной деятельности обучающихся;
—     умение обеспечить завершенность занятия, оригинальность формы его проведения.
4. Конкурс «Педагогическая импровизация».
Максимальный балл – 18.
Критерии оценивания:
—     умение продуктивно работать в команде, выстраивать конструктивное взаимодействие;
—     владение техниками и приемами общения (слушания, убеждения) и вовлечения в командную деятельность;
—     общая и профессиональная эрудиция;
—     умение представить и аргументировать свою личную позицию, проявить лидерские качества в принятии ответственных решений;
—     владение методами, приемами и способами формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества в команде;
—     культура и мастерство публичного выступления, артистизм и предъявление эмоциональной окраски собственных суждений.
5.2. В номинации «Проекты и программы в области воспитания» конкурсные испытания проводятся по следующим подноминациям:
1. Воспитание во внеучебной деятельности.
На Конкурс предоставляются формы и технологии организации воспитательной деятельности по приоритетным направлениям «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», которые реализуются в образовательном пространстве школы, организациях дошкольного и дополнительного образования, поселка, района, города, Воронежской области.
2. Воспитание в работе с детскими общественными объединениями.
На Конкурс предоставляются технологии и системы воспитательных форм, в рамках которых сопровождается деятельность детских общественных объединений и организаций, в том числе и первичных отделений Российского движения школьников.
3. Воспитание в медиапространстве.
На Конкурс предоставляются такие формы и технологии организации воспитательной деятельности, которые связанны с медиапространством, электронными и печатными СМИ, созданием воспитывающего воспитательного информационного контента (детские СМИ, сетевые проекты с медиа партнерами).
5.2.1. Заочный (отборочный) этап.
Участники направляют на заочный отборочный этап следующие конкурсные материалы:
— тексты программ (проектов), технологии и системы воспитательных форм по организации воспитательного процесса, направленного на совершенствование гражданского и патриотического воспитания, духовно-нравственного, общекультурного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся, экологическое и трудовое воспитание на основе реализации программ и проектов воспитания, поддержки социальных инициатив обучающихся, учета их современных потребностей, развития опыта социально и личностно значимой деятельности, программ содействия развитию детских общественных организаций (объединений) и создания  воспитывающего воспитательного информационного контента (далее – Программа воспитания) в формате .doс или .pdf (титульный лист с подписью руководителя и печатью образовательной организации размещается в сканированном виде);
— презентационный ролик «Секреты воспитания» длительностью не более 5 минут с обязательным участием в съемке детей;
—  цветные фотографии участника – 1-2 шт.
На титульном листе указывается название конкурсного материала (программа воспитания, проект), номинация, направленность, ФИО разработчика (разработчиков), место работы, должность, адрес образовательного учреждения, контактные телефоны.
Объем основного содержания конкурсного материала не должен превышать 20 страниц.
5.2.2. Финальный (очный) этап

 

В рамках финального (очного) этапа Конкурса проводится два конкурсных тура и одно общее испытание по номинациям согласно пункту 5.2. (подпункты 1-3 настоящего положения).
  • Публичное выступление на тему «Воспитание: взгляд в будущее».
Регламент – 7 минут.
Творческое представление конкурсанта, в рамках которого финалист рассказывает о результатах своего труда, жизненных приоритетах, о перспективах своей работы и планах, раскрывает ведущие концептуальные идеи, свое отношение к организации воспитательной деятельности в рамках реализации приоритетных направлений воспитания «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Ответы на вопросы жюри – до 3 минут.
Публичное выступление может сопровождаться видео-, аудио- и фотоматериалами, мультимедийными презентациями, выставкой методической литературы и др.
  • Кейс-сессия
Участникам по номинациям будет предложено решить кейсы. Испытание будет состоять из трех этапов:
— создание личных кейсов и решение кейсов, предложенных другими участниками конкурса;
— решение текстовых кейсов;
— решение видео-кейсов.
Продолжительность конкурса – до 1,5 часа.
  • Конкурс проектов «Моделирование идеального воспитательного пространства». 
Общее конкурсное испытание проводится в формате деловой игры.
Участникам предлагается разработать коллективные проекты в каждой из номинаций в соответствии с их тематикой:
— «Идеальное воспитательное пространство для внеучебной деятельности»;
— «Идеальное воспитательное пространство для детской общественной организации»;
— «Идеальное воспитательное медиапространство в современной образовательной организации».
Продолжительность конкурса – до 60 минут.

 

5.2.3. Оценка конкурсных заданий.
1. Презентационный ролик «Секреты воспитания».
Критерии оценивания:
—     умение определять педагогические цели и задачи воспитания;
—     наличие ценностно-целевых установок, соответствующих современному национальному воспитательному идеалу;
—     умение представить результаты своей воспитательной деятельности: отражение достижений воспитанников (победы, награды и пр.), партнерского взаимодействия для развития воспитательной системы (программы, проекта);
—     умение представить результаты сотрудничества с социальными партнерами и представителями основных институтов социализации обучающихся.
Максимальный балл – 12.
2. Публичное выступление на тему «Воспитание: взгляд в будущее».
Критерии оценивания:
—        умение конкурсантом раскрыть ведущие концептуальные идеи в области воспитания, свои жизненные приоритеты;
—        транслирование ценностно-целевых установок, соответствующих современному национальному воспитательному идеалу;
—        умение аргументировать выбор воспитательных технологий;
—        общая и профессиональная эрудиция, понимание происходящих в современной системе воспитания и социализации процессов;
—        культура и мастерство публичного выступления;
—        наличие в выступлении педагогической позиции.
Максимальный балл – 18.
3. Кейс-сессия.
Критерии оценивания:
—       умение найти (предложить) эффективное решение задачи;
—       наличие в решении воспитательной проблемы педагогической позиции;
—       умение демонстрировать знания из смежных педагогических областей;
—       профессиональная эрудиция и владение общей культурой публичного выступления;
—       компетентность конкурсанта в решении воспитательных задач.
Максимальный балл – 20.
4. Конкурс проектов «Моделирование идеального воспитательного пространства».
Критерии оценивания:
—     умение продуктивно работать в команде, выстраивать конструктивное взаимодействие;
—     владение техниками и приемами общения (слушания, убеждения) и вовлечения в командную деятельность;
—     общая и профессиональная эрудиция, мастерство публичного выступления;
—     умение представить и аргументировать свою личную позицию;
—     умение работать с информацией, скорость мышления, масштабность и глубина суждений;
—     владение принципами и техническими приемами создания информационных материалов (презентаций, текстов для выступления, рисунков, таблиц, фото-отчетов, коллажей и др.).
Максимальный балл – 30.
6. Подведение итогов Конкурса
6.1. Победителям Конкурса в номинациях — «Техническая», «Художественная», «Туристско-краеведческая», «Естественнонаучная», «Физкультурно-спортивная», «Социально-педагогическая» — присуждается 1, 2, 3 места.
Победители Конкурса (1, 2, 3 места) в каждой из вышеперечисленных номинаций награждаются дипломами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области и денежными премиями.
По решению экспертного жюри участники Конкурса в вышеуказанных номинациях награждаются специальными дипломами за личные достижения в конкурсных испытаниях:
— «За самобытность и педагогический характер»;
— «За внедрение новых педагогических технологий»;
— «За яркость таланта».
6.2. В номинации «Проекты и программы в области воспитания» по каждой номинации (пункт 5.2., подпункты 1-3) определяется абсолютный победитель, набравший наибольшее количество баллов по результатам конкурсных испытаний, и ему присуждается 1 место.
Два участника, признанные лучшими по оценке жюри в каждой номинации объявляются Лауреатами Конкурса. Абсолютный победитель (1 место) награждается дипломом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области и денежной премией. Лауреаты награждаются дипломами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области.
Специальными дипломами награждаются участники за личные достижения в конкурсных испытаниях:
— «За сохранение и преумножение традиций в воспитании»;
— «За высокий духовно-нравственный потенциал»;
— «За мудрость в профессии».
6.3. Конкурсанты подноминации «Молодой педагог» принимают участие в конкурсных этапах и турах на общих основаниях. Результаты их участия в баллах суммируются в общий рейтинг, в рамках которого определяется победитель (победители), набравший (набравшие) максимальное количество баллов.
Специальными дипломами награждаются участники за личные достижения в конкурсных испытаниях:
— «За яркие индивидуальные качества»;
— «За творческий подход»;
— «За креативность и талант».
6.4. Всем конкурсантам вручаются сертификаты за участие в Конкурсе.
6.5. Количество победителей в каждой номинации и размер денежных премий определяется решением Регионального оргкомитета Конкурса.
6.6. Победители Конкурса в подноминации «Молодой педагог» рекомендуются для награждения премиями по поддержке талантливой молодежи в 2019 году.
6.7. Победители Конкурса (1, 2, 3 места) в номинациях «Техническая», «Художественная», «Туристско-краеведческая», «Естественнонаучная», «Физкультурно-спортивная», «Социально-педагогическая» выдвигаются решением Регионального оргкомитета для участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».
6.8. Победители и лауреаты Конкурса в номинации «Проекты и программы в области воспитания» по подноминациям, указанным в пункте 5.2. настоящего Положения, выдвигаются решением Регионального оргкомитета для участия во Всероссийском конкурсе педагогических работников «Воспитать человека».
7. Заявка на участие в Конкурсе
Для участия в Конкурсе необходимо направить в адрес Оргкомитета заявку на участие победителей районного (городского) этапа конкурса по предлагаемой форме в соответствии с номинациями (приложения 1, 2 к настоящему Положению).
Заявка направляется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия в сфере образования, в срок до 20 марта 2019 года.
7.1. Участники номинаций «Техническая», «Художественная», «Туристско-краеведческая», «Естественнонаучная», «Физкультурно-спортивная», «Социально-педагогическая» к заявке прилагают следующие документы:
—       Дополнительная общеобразовательная программа в 1 экз. в печатном виде и на электронном носителе;
—       Презентация конкурсного программно-методического комплекта реализуемой дополнительной общеобразовательной программы;
—       цветные фотографии участника (1-2 шт.) в электронном виде;
—       сканкопия согласия на обработку персональных данных автора (авторов) программы, проекта (приложение 3 к Положению).
Заявка и указанные документы высылаются в печатном и электронном виде в адрес Регионального модельного центра дополнительного образования детей Воронежской области ГБУ ВО «ОЦРДО», 394019, г. Воронеж, ул. 9 января, д. 161, e-mail:   infometod.ocrdo@govvrn.ru с пометкой в теме письма «Заявка на Конкурс «Педагог дополнительного образования». 
7.2. Участники номинации «Проекты и программы в области воспитания» к заявке прилагают следующие конкурсные материалы:
—       текст программы (проекта) воспитания в 1 экз. в печатном виде и на электронном носителе;
—       видеоролик «Секреты воспитания» (ссылку на видеоролик, размещенный в сети www.youtube.com);
—       цветные фотографии участника (2-3 шт.) в электронном виде;
—       сканкопию согласия на обработку персональных данных автора (авторов) программы, проекта (приложение 3 к Положению).
Заявка и указанные конкурсные материалы высылаются в печатном и электронном виде в адрес Регионального модельного центра дополнительного образования детей Воронежской области ГБУ ВО «ОЦРДО», 394019, г. Воронеж, ул. 9 января, д. 161, e-mail:   infometod.ocrdo@govvrn.ru с пометкой в теме письма «Проекты и программы в области воспитания». 
Расходы по командированию участников Конкурса оплачивает направляющая сторона.
Дополнительную информацию по участию в Конкурсе можно получить по контактным телефонам:
— (473) 212-79-61, Шевченко Наталья Леонидовна, начальник Регионального модельного центра дополнительного образования детей Воронежской области;
— (473) 276-19-81, Камышанская Ольга Геннадьевна, старший методист Регионального модельного центра дополнительного образования детей Воронежской области.

 

Приложение 1 к Положению
Заявка
на участие в конкурсе «Педагог дополнительного образования
Воронежской области»
Район, город _______________________________________________________
Номинация   _______________________________________________________
Подноминация (при необходимости) __________________________________
I. Сведения о конкурсанте:
  1. Ф.И.О. (полностью):
  2. Дата рождения:
  3. Место работы, должность:
  4. Адрес места работы, контактные телефоны:
5.   Домашний адрес, домашний телефон, мобильный телефон, электронная почта:
6.   Сведения об образовании:
7.   Стаж работы:
8.   Квалификационная категория:
9.   Государственные и отраслевые награды:
10. Краткое описание опыта работы и сведения о наиболее значимых педагогических успехах за последние 3 года:
11. Какие еще данные считаете нужным сообщить дополнительно:
II. Согласование вопросов по участию и подготовке с Оргкомитетом Конкурса:
  1. Перечислите желаемое оборудование для участия в Конкурсе (с указанием назначения и количества единиц) (при необходимости).
  2. Укажите возраст детей для проведения открытого конкурсного занятия «» (при необходимости).
III. Решение районного Оргкомитета о выдвижении данного участника на Конкурс за подписью председателя Оргкомитета, заверенное печатью муниципального органа управления образованием.
Ф.И.О., подпись руководителя                                                 Печать
Приложение 2 к Положению
Заявка
на участие в конкурсе «Педагог дополнительного образования
Воронежской области»
в номинации «Проекты и программы в области воспитания»
Район, город _______________________________________________________
Подноминация: ____________________________________________________________________________________________________________________
I. Сведения о конкурсанте:
1.   Ф.И.О. (полностью):
2.   Дата рождения:
3.   Место работы, должность:
4.   Адрес места работы, контактные телефоны:
5.   Домашний адрес, домашний телефон, мобильный телефон, электронная почта:
6.   Сведения об образовании:
7.   Стаж работы:
8.   Квалификационная категория:
9.   Государственные и отраслевые награды:
10. Краткое описание опыта работы и сведения о наиболее значимых педагогических успехах за последние 3 года:
11. Какие еще данные считаете нужным сообщить дополнительно:
II. Согласование вопросов по участию и подготовке с Оргкомитетом Конкурса: перечислите желаемое оборудование для участия в конкурсных испытаниях (с указанием назначения и количества единиц) (при необходимости).
III. Решение районного Оргкомитета о выдвижении данного участника на Конкурс за подписью председателя Оргкомитета, заверенное печатью муниципального органа управления образованием.

 

Ф.И.О., подпись руководителя                                                  Печать

 

Приложение 3 к Положению
СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
«___»_________2019 г.
Я, _________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество полностью)
__________________________________серия ____________№_______________________
(вид документа, удостоверяющего личность)
выдан_____________________________________________, _________________________
(кем и когда)
проживающий (ая) по адресу ___________________________________________________

 

____________________________________________________________________________
настоящим даю своё согласие Региональному модельному центру дополнительного образования детей Воронежской области ГБУ ВО «ОЦРДО» (далее – Региональный оператор) на обработку Региональным оператором (включая получение от меня и/или от любых третьих лиц с учётом требований действующего законодательства Российской Федерации) моих персональных данных и подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую в соответствии со своей волей и в своих интересах.
Согласие даётся мною в целях заключения с оператором любых договоров, направленных на оказание мне или другим лицам услуг по представлению документов в оргкомитет конкурса «Педагог дополнительного образования Воронежской области» в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям», Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека» (далее – конкурс) для обеспечения моего участия в конкурсе и проводимых в рамках него мероприятий и распространяется на следующую информацию: мои фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, образование, профессия и любая иная информация, относящаяся к моей личности, доступная, либо известная в любой конкретный момент времени оператору (далее – персональные данные), предусмотренная Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении моих персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая – без ограничения – сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача) персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными с учётом требований действующего законодательства Российской Федерации.
Обработка персональных данных осуществляется оператором с применением следующих основных способов (но не ограничиваясь ими): хранение, запись на электронные носители и их хранение, составление перечней.
Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости предоставления персональных данных для достижения указанных выше целей третьим лицам (в том числе, но не ограничиваясь, Министерству просвещения Российской Федерации и т.д.), а равно как при привлечении третьих лиц к оказанию услуг в моих интересах,  оператор вправе в необходимом объёме раскрывать для совершения вышеуказанных действий информацию обо мне лично (включая мои персональные данные) таким третьим лицам, а также предоставлять таким лицам соответствующие документы, содержащие такую информацию (копия паспорта и т.д.).

 

Дата, подпись, расшифровка подписи.
Приложение 4 к Положению
Критерии оценки конкурсных испытаний
очного этапа конкурса «Педагог дополнительного образования
Воронежской области»
1. Самопрезентация «Мое педагогическое кредо».
Максимальная оценка – 18 баллов.
Критерии оценивания:

№ п/п

Критерий

Баллы

0-1

2

3

1. Умение определять педагогические цели и задачи Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
2. Умение раскрыть свои жизненные и профессиональные приоритеты, обобщить и представить опыт своей педагогической деятельности, ее результативность Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
3. Умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
4. Умение взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями обучающихся, представителями общественных организаций Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
5. Знание и применение принципов и приемов презентации; педагогическая культура конкурсанта: манера речи и поведения, внешний вид, самобытность и оригинальность выступления Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
6. Наличие сведений об участии педагога и учащихся в образовательных, досуговых, культурно-просветительских и других мероприятиях на муниципальном, региональном и федеральном уровнях Не выявлено или выявлено частично Выявлено в достаточной мере Выявлено в полной мере

 

2. Презентация конкурсного программно-методического комплекта реализуемой дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей или предпрофессиональной) программы.
Максимальный балл – 24.
Критерии оценивания:

№ п/п

Критерий

Баллы

0-1

2-3

4

1. Наличие актуальности, новизны и нормативного правового соответствия реализуемой ДОП Не выявлено или выявлено частично Выявлено в достаточной мере Выявлено в полной мере
2. Умение разрабатывать программно-методическое обеспечение реализации ДОП Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
3. Умение определять педагогические цели и задачи, планировать занятия и (или) циклы занятий, направленные на освоение избранного вида деятельности Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
4. Создание педагогических условий для формирования и развития самоконтроля и самооценки обучающимися процесса и результатов освоения ДОП Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
5. Умение осуществлять педагогический контроль и оценку освоения ДОП, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии) Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
6. Наличие положительной динамики результативности за период реализации ДОП Не выявлено или выявлено частично Выявлено в достаточной мере Выявлено в полной мере

 

3. Открытое конкурсное занятие «Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой».
Максимальный балл – 30.
Критерии оценивания:

№ п/п

Критерий

Баллы

0-1

2-3

4-5

1. Умение определять педагогические цели и задачи занятия Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
2. Умение организовать новый вид деятельности обучающихся, направленный на освоение дополнительной общеобразовательной программы Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
3. Умение использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
4. Умение осуществлять педагогический и текущий контроль, оценку образовательной деятельности обучающихся Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
5. Умение обеспечить завершенность занятия, оригинальность формы его проведения Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
6. Умение анализировать занятие для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
4. Конкурс «Педагогическая импровизация»
Максимальный балл – 18.
Критерии оценивания:

№ п/п

Критерий

Баллы

0-1

2

3

1. Умение продуктивно работать в команде, выстраивать конструктивное взаимодействие Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
2. Владение техниками и приемами общения (слушания, убеждения) и вовлечения в командную деятельность Владеет недостаточно Владеет в достаточной мере Владеет в полной мере
3. Общая и профессиональная эрудиция Владеет недостаточно Владеет в достаточной мере Владеет в полной мере
4. Умение представить и аргументировать свою личную позицию, проявить лидерские качества в принятии ответственных решений Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
5. Владение методами, приемами и способами формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества в команде Владеет недостаточно Владеет в достаточной мере Владеет в полной мере
6. Владение культурой и мастерством публичного выступления; артистизм и предъявление эмоциональной окраски собственных суждений Владеет недостаточно Владеет в достаточной мере Владеет в полной мере
Максимально за очный этап конкурса — 90 баллов.

 

Приложение 5 к Положению
Критерии оценки конкурсных испытаний
по номинации «Проекты и программы в области воспитания»

 

1. Презентационный видеоролик «Секреты воспитания».
Максимальная оценка – 12 баллов.
Критерии оценивания:

№ п/п

Критерий

Баллы

0-1

2

3

1. Умение определять педагогические цели и задачи воспитания Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
2. Наличие ценностно-целевых установок, соответствующих  современному национальному воспитательному идеалу Не представлены,  представлены частично Представлены, но не полностью соответствуют воспитательному идеалу Представлены и полностью соответствуют

воспитательному идеалу

3. Умение представить результаты своей воспитательной деятельности:

— отражение достижений воспитанников (победы, награды и пр.);

— отражение партнерского взаимодействия для развития воспитательной системы (проекта).

Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
4. Умение представить результаты сотрудничества с социальными партнерами и представителями основных институтов социализации обучающихся Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
2. Публичное выступление на тему «Воспитание: взгляд в будущее».
Максимальная оценка – 18 баллов.
Критерии оценивания:

№ п/п

Критерий

Баллы

0-1

2

3

1. Умение конкурсантом раскрыть ведущие концептуальные идеи в области воспитания,

свои жизненные приоритеты

Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
2. Транслирование ценностно-целевых установок, соответствующих  современному национальному воспитательному идеалу Не представлены,  представлены частично Представлены, но не полностью соответствуют воспитательному идеалу Представлены и полностью соответствуют

воспитательному идеалу

3. Умение аргументировать выбор воспитательных технологий Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
4. Общая и профессиональная эрудиция, понимание происходящих в современной системе воспитания и социализации процессов Владеет недостаточно Владеет в достаточной мере Владеет в полной мере
5. Культура и мастерство публичного выступления Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
6. Наличие в выступлении педагогической позиции Не выявлено или выявлено частично Выявлено в достаточной мере Выявлено в полной мере
3. Кейс-сессия
Максимальный балл – 20.
Критерии оценивания:

№ п/п

Критерий

Баллы

0-1

2-3

4

1. Умение найти (предложить) эффективное решение задачи Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
2. Наличие в решении воспитательной проблемы педагогической позиции Не выявлено или выявлено частично Выявлено в достаточной мере Выявлено в полной мере
3. Умение демонстрировать знания из смежных педагогических областей Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
4. Профессиональная эрудиция и владение общей культурой публичного  выступления Владеет недостаточно Владеет в достаточной мере Владеет в полной мере
5. Компетентность конкурсанта в решении воспитательных задач Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
4. Конкурс проектов «Моделирование идеального воспитательного пространства».
Максимальный балл – 30.
Критерии оценивания:

№ п/п

Критерий

Баллы

0-1

2-3

4-5

1. Умение продуктивно работать в команде, выстраивать конструктивное взаимодействие Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
2. Владение техниками и приемами общения (слушания, убеждения) и вовлечения в командную деятельность Владеет недостаточно Владеет в достаточной мере Владеет в полной мере
3. Общая и профессиональная эрудиция, мастерство публичного выступления Владеет недостаточно Владеет в достаточной мере Владеет в полной мере
4. Умение представить и аргументировать свою личную позицию Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
5. Умение работать с информацией, скорость мышления, масштабность и глубина суждений Умеет недостаточно Умеет в достаточной мере Умеет в полной мере
6. Владение принципами и техническими приемами создания информационных  материалов (презентаций, текстов для выступления, рисунков, таблиц, фото-отчетов, коллажей и др.) Владеет недостаточно Владеет в достаточной мере Владеет в полной мере
Максимально за очный этап конкурса — 80 баллов.

 

Приложение 6 к Положению
Методические рекомендации
по оформлению конкурсных материалов и подготовке домашних заданий для участия в финальном этапе Конкурса
Участие педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства требует длительной и тщательной подготовки, в процессе которого участник конкурса становится исследователем собственного педагогического опыта, приобретает знания о новых педагогических технологиях, знакомится с научными разработками в области педагогики и психологии, использует диагностические методы в оценке результатов своего педагогического опыта.
Конкурс является для педагога не только формой соревнования в профессионализме, но и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата.
В силу чего, конкурсные материалы и домашние задания должны быть оформлены и подготовлены в соответствии с требованиями основных нормативных документов, регламентирующих деятельность в сфере дополнительного образования:
  • федерального уровня:
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
— «Концепция развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р);
— «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства РФ от 25.04.2015 г. № 729-р);
— приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
— письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.  №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
— приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  • регионального уровня:
— приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.10.2015 г. №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ»;
— приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 26.12.2016 г. № 1575 «Об утверждении регионального плана мероприятий на 2016 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
Рекомендации по выполнению домашнего задания –
самопрезентация «Мое педагогическое кредо»
Задачи конкурсного этапа:
—       кратко изложить свое педагогическое кредо;
—       раскрыть свой профессионально-личностный образ;
—       представить мир своих увлечений, жизненных приоритетов.
Структура самопрезентации может включать в себя следующее содержание.
Краткий рассказ о себе: откуда прибыли, где и кем работаете, какое имеете образование и квалификационную категорию, каков диапазон ваших профессиональных и личностный интересов.
Представление себя как педагога-профессионала. При этом необходимо показать:
—       в чем сущность, «изюминка» Вашего педагогического опыта;
—       какова степень новизны данного опыта: что лично Вами привнесено в содержание дополнительного образования детей в рамках избранного профиля деятельности, к примеру, методы преподавания, формы воспитательной работы с обучающимися и т.д.;
—       в чем проявляется результативность вашей профессиональной деятельности и за счет чего удается достигать высоких результатов (например, говоря о методах обучения, недостаточно просто перечислить их, важно показать их результативность, подтвердив это одним – двумя примерами из личной практики);
—       в чем видятся перспективы совершенствования профессиональной деятельности.
Общие подходы при подготовке самопрезентации «Мое педагогическое кредо» следующие.
  1. Обратить внимание на цель и условия проведения конкурсного задания, саму форму представления себя и своей работы.
  2. Необходимо определить, что представлять (содержание самопрезентации) и как (форму ее подачи).
  3. Содержание самопрезентации должно отвечать педагогическому кредо конкурсанта.
  4. В предисловии необходимо упомянуть о том, кем он является: его базовое образование, место работы и должность, как он пришел в эту профессию. В заключение целесообразно вкратце коснуться перспектив его работы и планов.
  5. Выбирая форму подачи, необходимо помнить, что самопрезентация – это своего рода шоу, в котором конкурсант проявляет свои самые разнообразные таланты и способности к импровизации и шутке, а также умение быть привлекательным и обаятельным. Как показывает практика проведения данного конкурсного этапа наиболее выигрышно выглядит театрализованное представление. Это – сложная форма, позволяющая максимально раскрыть разносторонние таланты педагога дополнительного образования.
  6. Информационный блок конкурсного задания желательно проиллюстрировать. Это могут быть: стенды с фотографиями, рисунками или таблицами; поделки, макеты, модели и другое. Их наличие и умелое использование придаст выступлению наглядность, дав более полное представление о работе педагога.
  7. Важным фактором самопрезентации является организационная культура конкурсанта: его манера речи и поведения, внешний вид, самобытность и оригинальность выступления.

 

Рекомендации по выполнению домашнего задания —
«Презентация конкурсного программно-методического комплекта реализуемой дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей или предпрофессиональной) программы»
Презентация конкурсного программно-методического комплекта (ПМК) реализуемой дополнительной общеобразовательной программы (общеразвивающей или предпрофессиональной) (далее – программа) является интегрированным конкурсным материалом.
Проводится конкурсное испытание в форме индивидуального собеседования. Регламент — 10 минут.
Время на презентацию программно-методического комплекта – до 5 минут. Конкурсант в устной форме представляет экспертному жюри ПМК реализуемой дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей или предпрофессиональной) программы. Ответы на вопросы жюри – до 5 минут.
В структуру документа включены три информационных блока.
1. Аннотация программы (до 4 листов): ведущая идея Программы, отличительные черты, которые придают программе своеобразие; направленность Программы, цель и задачи, категория обучающихся, сроки реализации, формы и режим занятий; аргументированное объяснение содержания Программы с позиции ее педагогической значимости и авторского замысла, с опорой на учебно-тематический план.
2. Аннотация основных методических разработок к программе (до 5 листов): краткая аннотация дидактических материалов, методических сборников, описание отдельных занятий (или приложить конспект, если небольшой объем), инструкционные и технологические карты, программно-методические документы, контрольно-измерительные материалы, демонстрационные материалы и др.
3. Динамика результативности реализации программы (до 2 листов): итоги реализации программы за сопоставимые периоды обучения в таблицах и графиках, достижения педагога, достижения обучающихся (где были достижения представлены), анализ поступления в вузы по профилю и др.
Презентация программно-методического комплекта должна быть представлена в одном текстовом файле в формате документа Word (doc или docх).
Технические требования к оформлению документа:
• Размер бумаги – А4 (210х297);
• Поля – все по 2 см;
• Шрифт – Times New Roman;
• Размер шрифта (кегль) – 14;
• Абзацный отступ – 1,25 см;
• Междустрочный интервал – полуторный (1,5);
• Межбуквенный интервал – обычный.
• Межсловный пробел – один знак.
• Переносы – автоматические (не вручную).
• Выравнивание текста – по ширине.
Презентация ПМК должна содержать оттиск печати образовательной организации и подпись руководителя организации.
На заочный этап Конкурса направляется скан распечатанного документа в формате PDF.
На очный этап Конкурса предоставляется 3 экземпляра ПМК для синхронной работы членов жюри.
Основные требования к содержанию и порядку представления сведений конкурсного программно-методического комплекта.
1. Титульный лист
На титульном листе указывается следующая информация.
1.1. Полное название программы, которую конкурсант представляет на Конкурс;
1.2. Полное наименование образовательной организации, где реализуется программа;
1.3. Направленность программы в соответствии с направленностями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
1.4. Возраст детей, на которых рассчитана программа;
1.5. Срок реализации программы;
1.6. ФИО (полностью) и должность автора программы (конкурсанта);
1.7. Подпись руководителя и печать образовательной организации, в которой утверждена программа.
2. Аннотация дополнительной общеобразовательной программы
Под аннотацией понимается краткое изложение основного содержания программы, в которой конкурсант отражает следующее.
2.1. Актуальность программы (значимость, востребованность программы в условиях глобальных вызовов развития общества и современного детства);
2.2. Цель и задачи программы;
2.3. Новизну и отличительные особенности программы (инновационный подход к построению содержания, планирования и (или) оценки качества образования, использование новых технологий, практик, оборудования, материалов, и др.);
2.4. Соответствие программы нормативно-правовым требованиям законодательства в сфере образования;
2.5. Формы и методы организации занятий;
2.6. Планируемые результаты освоения программы обучающимися, способы оценки результативности программы, образовательных достижений обучающихся (могут быть представлены методы выявления и сопровождения образовательных достижений обучающихся, формы оценки личностных и метапредметных результатов, оценки качества освоения необходимых предметных знаний и (или) функциональной грамотности, формирования компетенций, развития, воспитания и позитивной социализации обучающихся);
2.7. Тематический план (перечень тематических разделов, модулей и (или) блоков программы в табличной форме, отражающий объем учебного времени);
2.8. Материально-техническое обеспечение программы.
Требования к объему аннотации – не более 4 листов.
3. Аннотация методического обеспечения программы
Аннотация методического обеспечения программы – краткое представление основных методических разработок конкурсанта, обеспечивающих эффективность реализации программы в любой доступной форме изложения, описания, систематизации и (или) классификации.
В аннотацию могут быть включены сведения о методических решениях (методике, технологиях, дидактических материалах, и др.), получивших общественно и профессиональное признание сообщества.
Требования к объему аннотации – не более 5 листов.

 

4. Динамика результативности реализации программы за сопоставимые периоды реализации программы
Динамика результативности реализации программы должна включать следующее описание.
4.1. Показатели самоанализа эффективности профессиональной деятельности конкурсанта в соответствии с действующими квалификационными требованиями по должности (педагога дополнительного образования) и обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования» (утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года №298н).
4.2. Показатели результативности реализации программы, образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения программы и методами оценки.
4.3. Динамика результативности программы по показателям результативности за сопоставимый период реализации программы (в доступной наглядной форме — таблицы или графики).
Требования к объему – не более 2 листов.

 

Оформление конкурсного материала «Презентация» (Титульный лист):
Презентация
конкурсного программно-методического комплекта реализуемой дополнительной общеобразовательной программы
____________ (наименование программы) в ___________________________ (учреждении дополнительного образования — полное наименование) для обучающихся ______________________ (возрастные рамки).
Сроки реализации программы __________________________
Автор __________________________ (Ф.И.О. конкурсанта).
Должность _____________________________________

 

Прикладывается в 1 экземпляре дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая или предпрофессиональная) программа, реализуемая участником.
Титульный лист программы направляется в сканированном виде с подписью руководителя и печатью образовательной организации, в которой утверждена дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая или предпрофессиональная) программа.
Рекомендации по выполнению домашнего задания —
открытое конкурсное занятие «Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой»
Открытое занятие – визитная карточка конкурсанта.
Занятие не должно быть обычным, рабочим. Это — увлекательное действие с оригинальной постановкой проблем, открытием удивительного в обычных явлениях.
При подготовке к выполнению этого задания следует учитывать условия проведения этого конкурсного этапа и следующие моменты.
  1. Конкурсант проводит занятие с группой детей, не знакомой ему.
  2. Продолжительность конкурсного занятия с обучающимися  20 минут.
  3. Тема открытого конкурсного занятия: «Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой». Таким образом, занятие является иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все то, о чем говорилось при выполнении первых двух конкурсных испытаний.
  4. Залогом успешного проведения открытого занятия является умение поставить конкретную цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства.
  5. Результат должен соответствовать поставленной цели занятия. Следует выбрать эффективную форму его проведения.
  6. После того, как конкурсант составил план проведения открытого занятия и отработал его содержание, ему необходимо составить список оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения и согласовать вопрос материальнотехнического обеспечения занятия с региональным куратором Конкурса (контактный тел. (4732) 2761981).
  7. Дидактические и расходные материалы, необходимые для проведения занятия, обеспечивает сам конкурсант.
  8. Занятие должно быть, с одной стороны, завершенным, а с другой раскрывать особенности и перспективы дополнительной общеобразовательной программы, пробудить интерес у детей и желание заниматься новым видом деятельности в аналогичном творческом объединении.
  9. Конкурсанту предоставляется возможность прокомментировать свое занятие членам жюри (до 5 минут).
Анализ открытого занятия педагогом. Форму и содержание анализа определяет сам педагог. Однако необходимо помнить, что выступление педагога с анализом только что проведенного открытого занятия является показателем его общей и педагогической эрудиции. При анализе педагог говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от плана, объективно оценивает собственные действия, разъясняет и комментирует те нюансы, которые эксперты могли не увидеть и не понять. Такой самоанализ необходим в связи с тем, что, проводя занятие, педагог находится в состоянии высокого психологического напряжения и может упустить некоторые аспекты своей деятельности.  
Ответы педагога на вопросы экспертного жюри после проведенного занятия должны быть краткими и точными. При этом значение имеет не только суть ответа, но и форма его подачи.  
Возможна общая дискуссия, которая предполагает аналитические, оценочные выступления членов жюри, которые, как правило, стараются отметить сильные и слабые стороны занятия.
В заключительном слове педагог благодарит экспертов, присутствующих на занятии, а также специалистов, помогавших ему подготовить занятие.
Рекомендуемая литература:
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р).
  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». —  http://standart.edu.ru
  6. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. – Приложение к журналу «Внешкольник» № 5, 2001 г.
  7. Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.10.2015 г. № 1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ» (размещен на специализированном портале dop36.ru).
  8. Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 567-572.  — http://www.moluch.ru/archive/95/21459/.
  9. http://www.pedobsh.ru/catalog/72/5591.
  10. Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования (Текст): методические рекомендации для педагогов дополнительного образования. – Новосибирск, 2016. – Режим доступа: https://
  11. Разработка программ дополнительного образования детей. Часть I. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: методические рекомендации — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. – 60 с. (Подготовка кадров для сферы дополнительного образования детей).
12.  Бабошкина, Т.А. Как подготовиться к районному конкурсу «Сердце отдаю детям» (Текст): метод. рекомендации / Т.А. Бабошкина. – Саратов, 2013.  —  Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/04/26/kak-podgotovitsya-k-rayonnomu-konkursu-serdtse.
13.  Булавкина, Е.Б., Ермолинская, Е.А. Конкурсы педагогического мастерства как эффективный способ повышения профессионализма учителя (Текст) / – М.:  Журнал «Педагогика искусства». – 2015. — № 3. —  С. 21 – 26. — Режим доступа: www.art-education.ru/electronic-journal/konkursy-pedagogicheskogo-masterstva-kak-effektivnyy-sposob-povysheniya.

 

Приложение 6 к Положению

 

Методические рекомендации
по оформлению конкурсных материалов для участников номинации «Проекты и программы в области воспитания»
Воспитание становится как никогда социально востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества.
В новых социальных и культурных условиях, на фоне общемодернизационных процессов в образовании, выдвигаются высокие требования к организации воспитательного пространства, что, прежде всего, находит свое отражение в воспитательной программе.
Программы воспитания и социализации обучающихся являются составной частью основной образовательной программы любого образовательного учреждения.
Программа – это нормативно-управленческий документ, в котором находят свое отражение основные направления развития учреждения или отдельных его подсистем и пути их практической реализации.
В ряде современных нормативных документов подчеркивается роль и значение воспитания подрастающих поколений, указывается на специфику разработки и реализации программ воспитания, что необходимо учитывать при их проектировании:
—     Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 1, ст.2, п.1);
—     Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ (с изменениями от 22.08.2004 г.);
—     Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) (приказы Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 897, от 16.10.2009 г. № 73, от 17.05.2012 г. № 413);
—     Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761);
—     Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторский коллектив: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.);
—     Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р);
—     План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 12 марта 2016 г. № 423-р);
—     Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р);
—     Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р);
—     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является основой для разработки и реализации программ, проектов и планов в сфере воспитания.
В соответствии с основными положениями Стратегии и требованиями действующих нормативно-правовых актов программа воспитания (проекта) должна быть направлена на:
—     создание условий для творческого развития личности обучающихся;
—     поиск разнообразных форм психолого-педагогической поддержки;
—     обеспечение эмоционального благополучия обучающихся;
—     создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающихся;
—     профилактику асоциального поведения несовершеннолетних;
—     консолидацию усилий с родительской общественностью с целью совместной, взаимодополняющей и воспитывающей деятельности;
—     обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
Примерная структура Программы воспитания и социализации обучающихся включает следующие элементы [4]:
1.  Пояснительная записка.
В пояснительной записке раскрывается, на что направлена и на основе каких нормативно-правовых документов составлена программа.
2.  Цель и основные задачи воспитания и социализации обучающихся:
—     в области формирования личностной культуры;
—     в области формирования социальной культуры;
—     в области формирования семейной культуры.
3. Ценностные установки и основные направления воспитания и социализации обучающихся (национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, единство урочной и внеурочной деятельности обучающихся):
—     воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
—     воспитание социальной ответственности и компетентности;
—     воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
—     воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
—     воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание.
В дополнение к данному разделу Программы можно использовать направления воспитательной деятельности в соответствии с п. 2 «Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций» Раздела III. «Основные направления развития воспитания» Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [1].
4.  Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся.
Перечисление основных принципов организации воспитательного процесса (воспитательной деятельности) в образовательной организации и описание планируемого содержания воспитания по основным направлениям п. 3 через организацию воспитательной работы, внеурочной деятельности, целевые программы и подпрограммы, модули и т.п.
5.  Совместная деятельность образовательной организации, семьи и общественности по воспитанию и социализации обучающихся:
— взаимодействие с родителями обучающихся;
— взаимодействие с социальными партнерами.
6.  Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся (по каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся).
7. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся.
Описание системы диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся.
Рекомендуемая литература:
1.  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р).
2.  Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р).
3.  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493).
4.  Нечаев М.П. Методика разработки программы воспитания и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС. // Воспитание школьников. – 2013. — № 3 – С. 15 — 20.
5.  Нечаев М.П. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС. // Воспитание школьников. – 2013. — № 9 – С. 16 — 21.
6.  Нечаев М.П. Новые акценты воспитания в условиях реализации ФГОС // Воспитание школьников. – 2014. — № 7 – С. 20 — 23.
7.  Золотарева А.В. Модели социализации детей, обучающихся по программам дополнительного образования. // Образование личности: научно-методический журнал. – 2014. — № 1 – С.18 — 25.