Каждую пятницу Региональный центр «Орион» публикует интервью с лучшими педагогами региона. С теми, кто готовит ребят к олимпиадам, проводит увлекательные занятия по дополнительным программам, помогает выигрывать в областных и Всероссийских конкурсах.

Сегодняшнее интервью с учителем истории и обществознания, советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями Пчелиновской школы Бобровского района, победителем конкурса «Педагог дополнительного образования Воронежской области» в номинации «Лучшие проекты и программы в области воспитания»-2023 Валентиной АРТЮШОВОЙ.

Валентина Александровна, объясните, как Вы понимаете выражение «педагог-наставник»?

  • Педагог наставник — это учитель, который смог стать другом своим ученикам. Другом, который всегда протянет руку, успокоит, посоветует, направит.

Какого педагога можно считать профессионалом своего дела?

  • Профессионал своего дела — это тот человек, который любит детей, верит в них, неравнодушный к их внутреннему миру, к их переживаниям. Ну и, конечно же, профессионал своего дела должен владеть совокупностью общих и профессиональных знаний, практических умений и профессионально значимых качеств личности.

На Ваш взгляд, что сложнее – быть педагогом или быть наставником?

  • Учитель — это тот, кто помогает ученикам освоить новые знания и навыки. Учитель-наставник не только передаёт информацию, но и вдохновляет, мотивирует и руководит учениками на пути к успеху.

Каким должен быть современный педагог?

  • Ключевский писал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». И я согласна с его высказыванием, ведь если тебе не нравится то, чем ты занимаешься, у тебя ничего не получится. Только своим примером и своей любовью учитель может вести детей за собой к звёздам. А тот, кто имеет желание это сделать, и является современным учителем.

Почему Вы решили стать педагогом? А если не педагогом, то кем бы стали?

  • Ещё с раннего детства я знала, что буду учителем, как будто родилась с осознанием своего жизненного предназначения. В другой профессии я себя плохо представляю, но, думаю, что смогла бы работать экскурсоводом или фольклористом.

Назовите три главных принципа Вашей работы.

  1. Любить то, чему учишь, и тех, кого учишь.
  2. Гореть самой и зажигать других!
  3. Чувство юмора уроку не помеха.

Как можно заинтересовать ребенка и мотивировать его познавательную активность?

  • Для того, чтобы учащиеся слушали, учили твой предмет, надо заинтересовать их, убедить, что это им необходимо. Учитель должен уметь вести за собой, быть мудрым, объективным, вселять в них уверенность и оптимизм.

Какая модель общения с обучающимися Вам ближе? Почему?

  • Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то для меня ближе две основные модели общения: учебно-дисциплинарная и личностно-ориентированная, при этом они должны быть педагогически целесообразны, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

Что самое трудное в Вашей профессии?

  • Научить детей думать, принимать правильное решение, отвечать за свои поступки. Я считаю, что детей надо учить не тому, что легко, — они сами с этим справятся, — а тому, что трудно. Не мыслям надо учить, а учить мыслить.

Какая книга произвела на Вас самое сильное впечатление в жизни? И почему Вы рекомендовали бы её прочесть?

  • Борис Васильев «А зори здесь тихие». Это самое трогательное и лучшее произведение о войне. Берёт за душу на первых строках и не отпускает до самой последней точки… Главные героини — это молодые девушки, которые готовы на любые подвиги ради своей Родины! Хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле, но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг… Эта книга, которую необходимо прочесть… Впечатления и воспоминания, действительно, останутся на всю жизнь. Это не только классика, но ещё и очень напряжённый и динамичный роман. Жёсткий и злой. Заставляет любить, ненавидеть, сострадать, бояться, плакать, учиться мужеству.

Как избежать профессионального выгорания?

  • Отслеживать свою усталость, уметь расслабляться и отдыхать. Стремиться к профессиональному росту, изучать что-то новое, повышать свой профессиональный уровень.

В чём заключается призвание педагога?

  • Учителем может стать любой, но полностью отдаться данной профессии может не каждый. Именно в этом призвание педагога — в самоотдаче!

Поделитесь Вашей профессиональной мечтой.

  • Мечтаю, чтобы в каждом из моих учеников не угасало желание учиться и творить добро.