Каждую пятницу Региональный центр «Орион» публикует интервью с лучшими педагогами региона. С теми, кто готовит ребят к олимпиадам, проводит увлекательные занятия по дополнительным программам, помогает выигрывать в областных и Всероссийских конкурсах.

Сегодняшнее интервью с методистом Борисоглебского центра внешкольной работы Еленой ШАЧИНОЙ. 

Елена Анатольевна, как Вы понимаете выражение «педагог-наставник»?

  • Педагог — наставник – это человек, который вкладывает в другого свою душу, отдаёт частичку себя, вдохновляет своим примером, оказывает квалифицированную методическую помощь.

Какого педагога можно считать профессионалом своего дела?

  • Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием, то есть целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Педагог — профессионал умеет адаптировать свои методики под каждого подопечного, учитывая индивидуальные возможности, и помогает им раскрыть свой потенциал.
  • Общепринято, что педагог – это тот человек, который учит, а наставник тот, который передает свой жизненный и профессиональный опыт предыдущим поколениям. Быть педагогом или быть наставником – одинаково сложно. Но наставник всё же больше, чем педагог. Идея наставничества, которая развивается в альтернативном образовании, шире: наставник не просто объясняет материал, он является «проводником», который развивает у подопечного гибкие навыки, делится опытом, поддерживает морально и мотивирует. Наставник не решает проблемы за своего подопечного и не дает готовых ответов. Наставник направляет и подталкивает к решению, позволяя подопечному мыслить иначе.

Каким должен быть современный педагог? 

  • Современный педагог – это педагог, который умеет отвечать на вызовы времени, владеет инструментами наставничества, обладает большим списком компетенций, коммуникативными навыками, умениями прогнозировать, широко мыслить.

Почему Вы решили стать педагогом?

  • Я всегда знала, что моя жизнь будет связана с детьми. Ещё с детства мечтала учить детей, воспитывать их. В детстве собирала вокруг себя друзей, и мы играли то в школу, то в детский сад. Не трудно догадаться, но педагогом, конечно же, была я. И вот сейчас, имея уже большой опыт, я могу сказать, что горжусь этой профессией. И чем старше я становлюсь, тем больше убеждаюсь в правильности, когда-то выбранного мною профессионального пути.

Назовите три главных принципа Вашей работы.

  • Сознательность и активность. Систематичность и последовательность. Открытость.

Как можно заинтересовать ребенка и мотивировать его познавательную активность?

  • Чтобы заинтересовать ребёнка и мотивировать его познавательную деятельность необходимо использовать разнообразные формы и методы работы, вовлекать его в самостоятельный поиск и открытие новых знаний через применение современных педагогических технологий, создавать ситуацию успеха.

Какая модель общения с обучающимися Вам ближе? Почему?

  • Ближе всего общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом. Такой стиль общения отличал деятельность Василия Сухомлинского. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Вместо односторонних воздействий педагога на подопечного – общая творческая деятельность, единая цель и задачи.

Что самое трудное в Вашей профессии?

  • Самое трудное, на мой взгляд, с годами сохранить живой интерес к работе и не выгореть в профессиональном плане.

Как избежать профессионального выгорания?

  • Владеть техниками и методами тайм-менеджмента, менять формы работы, заниматься активным отдыхом.

В чем заключается призвание педагога?

  • Сущность педагогического призвания заключается в стремлении помочь каждому подопечному стать лучшей версией себя, раскрыть свой потенциал и найти свое место в обществе.

Какая книга произвела на Вас самое сильное впечатление в жизни? И почему Вы рекомендовали бы ее прочесть?

  • Люблю читать детективы, так как они позволяют обрести полезные навыки, необходимые мне в педагогической деятельности: развивают дедуктивное мышление, совершенствуют технику манипуляции, тренируют наблюдательность, способствуют профилактике старения мозга.

Поделитесь Вашей профессиональной мечтой.

  • Мечтаю, чтобы каждый мой подопечный нашёл себя в жизни, был успешным, ответственным, занимался любимым делом.