Сегодняшнее интервью с педагогом дополнительного образования Воронежского учебно-воспитательного комплекса имени А. П. Киселёва, призёром конкурса «Педагог дополнительного образования Воронежской области» в художественной номинации — 2023 Натальей МАКСИМОВОЙ.
Наталья Владимировна, как Вы понимаете выражение «педагог-наставник»?
- В первую очередь это идейный вдохновитель и тот человек, с которого можно брать профессиональный пример.
Какого педагога можно считать профессионалом своего дела?
- Горящие глаза всегда выдают профессионала, который консолидирует вокруг себя единомышленников и последователей своего дела. Педагог, который сам всегда учится и готов поделиться знаниями, не стоит на месте, пробует новые формы и методы, при этом бережно храня традиционные системы обучения выдающихся педагогов.
Что сложнее – быть педагогом или быть наставником?
- Это абсолютно взаимодополняющие две величины. Наставлять может только тот педагог, который обладает всем спектром качеств и навыков, которые мы традиционно вкладываем в педагогическую деятельность. Каждый педагог — уже наставник для своих учеников, поэтому в какой-то мере сложнее быть профессионалом. Необходимо всегда соответствовать этому званию.
Каким, на Ваш взгляд, должен быть современный педагог?
- Высококультурным Человеком. Время неумолимо бежит, и педагогу необходимо ориентироваться в современном пространстве, находить точки опоры и соприкосновения с новым поколением, а оно действительно новое, к которому нужно найти подход. Здесь, как правило, на помощь приходит профессионализм и опыт.
Почему Вы решили стать педагогом? А если не педагогом, то кем бы стали?
- В музыкальном училище у меня была педпрактика, где я впервые попробовала себя в роли педагога и поняла, что в будущем это станет делом всей моей жизни. Больше я не тратила свои силы на поиск профессии и, поступая в институт искусств, я твёрдо знала, кем стану.
Назовите три главных принципа Вашей работы.
- Внедрение традиций в современность, доброжелательный настрой во всём, быть открытым к новым идеям.
Как можно заинтересовать ребенка и мотивировать его познавательную активность?
- Только своим примером. На протяжении всей жизни нужно вкладывать в себя — музыка, книги, кино, живопись и дальше по списку у каждого своё. Наполненному человеку куда проще заинтересовать ребёнка, прибегнуть к новой форме проведения занятия, сделать какое-то маленькое новшество, которое впоследствии станет традицией и дети обязательно это оценят. Например, во время Великого Поста мы с детьми на фольклорном ансамбле читали фрагментами «Лето Господне» Ивана Шмелева, они это до сих пор вспоминают.
Какая модель общения с обучающимися Вам ближе? Почему?
- Общение строится исключительно на доверии. Я для своих учеников и наставник и старший товарищ, благодаря этому они приходят на занятия всегда с желанием и обязательно рассказывают все свои новости. Благодаря такому общению выстроились доверительные отношения с родителями, а это очень важно — заручиться поддержкой родителей.
Что самое трудное в Вашей профессии?
- Заинтересовать и удержать. Фольклор — самобытный и элитарный вид музыкального искусства, а в современности каких жанров только нет. Умение оставаться интересной личностью для своих учеников, выводить рутинные занятия на новый уровень, периодически придумывать новые концертные формы — вот это действительно непросто, но это основа успешной профессиональной деятельности.
Какая книга произвела на Вас самое сильное впечатление в жизни? И почему Вы рекомендовали бы её прочесть?
- В музыкальном училище учительница литературы рассказывала о Достоевском так, что хотелось бежать тут же и читать. «Преступление и наказание» прочитано мною несколько раз в разном возрасте и каждый раз что-то новое. Я — типичный достоевец, с большой любовью отношусь к творчеству Фёдора Михайловича. Тончайший психологизм, хождение по закоулкам русской души, страдание, поражение и в конце концов исцеление и надежда. Определенно это нужно прочесть каждому. Эта же учительница рассказывала нам, как после прочтения «Преступления и наказания» её выпускник поступил в духовную семинарию и стал священнослужителем. Мне кажется, этот факт ещё больше произвёл на меня впечатление. Вот такие жизненные метаморфозы.
Как избежать профессионального выгорания?
- Быть разносторонней личностью, иметь интересы, напрямую не связанные с профессией. Это всё по крупицам будет наполнять, развивать и мотивировать на поиск новых решений в своём деле. Думаю, в таком случае, выгорание не грозит.
В чем заключается призвание педагога?
Направлять и наставлять своих учеников на нужный жизненный путь, показывать разность мнений, выбора и дать возможность ориентироваться в пространстве, а не только учить и вкладывать знания. Но это, конечно, глобальное призвание, на мой взгляд. Например, моя учительница по фортепиано в Институте искусств мне говорила: «Наташа, продолжай заниматься на фортепиано, неизвестно, что в жизни будет хлебом». Я прислушалась, разумеется, мне это в жизни пригодилось.
После окончания музыкального училища по классу фортепиано с красным дипломом, поступив в Институт искусств на отделение Этномузыкологии и связав свою жизнь с фольклором, я не бросила инструмент и продолжаю заниматься. В прошлом году, сидя в филармонии на концерте пианистки Элисо Вирсаладзе, которая исполняла 20-й концерт Моцарта накануне своего 80-летия, я в душе благодарила всех своих учителей за возможность понимать большое искусство. Всё в жизни пригодилось. Мне кажется, в этом и заключается призвание педагога.
Поделитесь Вашей профессиональной мечтой.
- Хотелось бы свой фольклорный театр/студию «Жаворонушки», с привлечением театралов, хореографов, где дети занимались бы от мала до велика. Организовывать вечерки с родителями, такой опыт у меня уже есть (в моём ансамбле существует проект «Рождественские вечерки», который успешно реализуется больше 10 лет), профильные смены, например, фольклорный лагерь для детей. Но это пока мечта, к которой нужно стремиться. Ведь всё в жизни пригодится.