В помощь педагогу – этнографу — Образовательный центр «Орион»

В помощь педагогу – этнографу

Скачать: В помощь педагогу – этнографу.doc

участнику областной краеведческой конференции по этнографии

«Народные традиции – моя история, моя культура»

(далее – Конференция)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Изучение этнографии юными краеведами.

2. Приложения:

Приложение 1 — Памятка научному руководителю исследовательской работы.

Приложение 2 — Памятка краеведу – исследователю.

Приложение 3 — Требования к оформлению исследовательских работ.

Приложение 4 — Образец оформления титульного листа исследовательской работы.

Приложение 5 — Рекомендуемая литература.

Приложение 6 — Воронежские этнографические музеи.

Приложение 7 — Школьные этнографические музеи Воронежской области.

Приложение 8 — Правила работы с информаторами по программам – «вопросникам».

1. ИЗУЧЕНИЕ ЭТНОГРАФИИ ЮНЫМИ КРАЕВЕДАМИ

В Воронежской области разработана Программа туристско – краеведческого движения школьников «Край Родной» на 2012-2016 годы, одним из направлений которой является этнография (Школьное краеведение в Воронежской области: перспективы развития, направления деятельности. Сборник инф. – методических материалов. – Воронеж: Фортуна, 2011.– 192 с.).

Этнография от др.-греч. ἔθνος — «этнос» (народ, племя) и γράφω — «графия» (пишу), т.е. в переводе – «народоописание», «народоведение», является частью исторической науки, изучает традиционную материальную и духовную культуру народов мира.

Основной объект изучения этнографии — народы (этносы) и этнографические явления.

Основной предмет — материальная и духовная культура народов.

Материальная культура включает в себя жилище со всеми хозяйственными постройками, одежду с комплексом украшений, пищу, утварь, орудия труда и средства передвижения.

Духовная культура – обычаи, обряды и праздники, религиозные и мифологические представления, поверья и приметы, народный календарь и традиционные знания (например, народная медицина), художественная культура (народная музыка и хореография, традиционное изобразительное и устно-поэтическое творчество), а также игры (в т.ч. детские и спортивные).

 

Основным методом является наблюдение.

Цель и задачи этнографической деятельности школьников

Цель: Формирование патриотизма средствами этнографической деятельности.

Создание условий для самоопределения подрастающего поколения в культуре своего

народа, своей большой и малой Родины.

Задачи этнографической деятельности школьников: 

1. Приобщение подрастающего поколения и их родителей к фундаментальным духовным ценностям своего народа.

2. Воспитание у учащихся межнациональной толерантности путем знакомства с эмоционально воспринимаемой стороной жизни народов России.

3. Приобретение учащимися первичных навыков исследовательской работы, ознакомление с системой и методическими основами сбора, организации и анализа научных материалов.

4. Приобретение школьниками знаний конкретного этнографического материала.

5. Развитие трудолюбия, привитие конкретных трудовых, исследовательских навыков, раскрытие способностей школьников.

6. Развитие социальной активности путем постоянной тренировки школьников в контактах с населением и друг с другом в процессе занятий.

7. Формирование у школьников этических норм и культуры внешнего поведения.

 

Формы и методы работы

Этнографическая работа со школьниками ведется в трех формах:

1. Лекционный курс и семинарские занятия (для подготовки к занятиям следует использовать рекомендуемую литературу, приложение 5).

2. Экспедиционная работа.

3. Организация собранных материалов в музейные (выставочные) экспозиции на основе их систематизации и анализа (приложения 6,7).

Лекционные занятия должны строиться в двух планах:

— знакомство детей с культурой, бытом народов России и мира;

— знакомство со своим районом и с местом выезда в очередную экспедицию.

Семинарские занятия, т.е. сообщения школьников по отдельным вопросам научной подготовки к предстоящей экспедиции, должны дополнять лекции руководителя и обсуждаться учащимися.

Экспедиционные выезды во время каникул, подготовленные в научном плане в течение учебного года, дают практику этнографической работы.

Собранный в экспедиции материал тщательно обрабатывается, оформляется для показа и на его основе создаются макеты, модели, образцы и т.д. Эта работа ведется параллельно с подготовкой к выезду в следующую экспедицию.

Исследовательская деятельность школьника

 

Главная цель исследованиясамостоятельное проведение исследовательского цикла от начала и до конца, при освоении его структурных элементов в соответствии со сложившимися в научной среде нормами (приложение 1, 2).

Результатом исследовательской творческой деятельности являются исследовательские   работы, выполненные учащимися под руководством опытных преподавателей или ученых (приложение 3, 4).

Важным навыком при подведении итогов экспедиции является умение подростков представить свое исследование на научно – практических конференциях.

 

Основные этапы исследовательской деятельности учащегося

1) Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы – это очень сложная часть работы, т.к. от правильно выбранной темы зависит вся работа.

Тема (отражает характерные черты проблемы исследования):

— должна обязательно содержать проблему, что дает возможность для дискуссии на страницах работы, для   высказывания собственной позиции, проведения исследования;

— не должна быть обширной (зачастую берутся такие темы, с которыми взрослый совладать не в силах, а ребенок – тем более);

— должна иметь материал для исследования (бывает – тема интересна, но нет достаточного материала для исследования).

 

2) Постановка проблемы (социально значимое противоречие, разрешение которого является целью работы, т.е. означает нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать).

3) Изучение теории, связанной с выбранной темой.

Работа с литературными источниками.

Этапы   работы:

Содержание этапов:

1.   общее ознакомление

ознакомление с   оглавлением; беглый   просмотр

2. внимательное чтение   по главам и   разделам

выделение наиболее   важного текста

3. выборочное чтение

перечитывание наиболее   важного текста

4.составление плана   прочитанного

в   пунктах плана отражается   наиболее существенная мысль

5. выписки из   прочитанного

полные и   точные (цитата + ее   библиографическое описание)

6. сравнение и   сопоставление прочитанного с   другими источниками

отмечается общее   и отличительное в   решении проблемы

7. критическая оценка   прочитанного и запись   замечаний

должна быть   объективность суждений

Вывод:

автору необходимо   описать источник, которым он   пользовался, проверить   понимание всех терминов, ссылок и   упоминаний в тексте.

В тексте раздела следует помещать ссылки на использованные научные работы. При необходимости воспроизводятся рисунки и таблицы, снабженные   ссылками на   источник.

В конце необходимо сделать краткий вывод о степени изученности и перспективах дальнейших исследований по данной проблеме.

4) Выдвижение гипотезы исследования.

Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательской работы, предположение, при котором на основе ряда факторов,   делается вывод о существовании объектов, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего, гипотезы формулируются в виде определенных отношений между двумя и более событиями, явлениями.

5Выбор методов исследования и практическое овладение ими.

6) Собственное исследование (практическая часть работы, т.е. проведение опытов, экспериментов и др. сбор собственного материала).

7Анализ, синтез и обобщение.

8) Формулировка выводов.

 

 

Сбор и фиксация этнографических материалов

Основной источник получения этнографических данных — непосредственное наблюдение.

На практике это реализуется в двух видах:

— стационарное исследование (длительное проживание и вживание исследователя в изучаемую им этносреду);

— экспедиционное исследование (кратковременное исследование – от нескольких дней до нескольких месяцев).

Эти разновидности метода непосредственного наблюдения являются полевой работой исследователя, которая включает в себя:

1) личные наблюдения исследователя;

2) опрос населения, т.е. работа с информаторами;

3) фиксация материальных памятников;

4) собирание этнографических коллекций.

 

Результат личных наблюдений зачастую зависит от предэкспедиционной подготовки исследователя, особенно его знакомства с работами по данной тематике, вещественными памятниками, фотоматериалами, собранными предшественниками, работа в библиотеке, архиве с литературой и источниками по интересующей его теме.

По ряду тем, опросы являются единственным источником необходимой информации и составляют важнейшую часть работы. Этнографы разработали некоторые правила работы с информаторами по программам – «вопросникам» (Приложение 8).

Все записи наблюдений, бесед и прочее оформляются следующим образом:

Школа, ДДТ, и т.д., организовавшие экспедицию_______________________________________________

период работы____________________________________________________________________________

№ карточки_______________________________________________________________________________

Участники экспедиции______________________________________________________________________

Руководитель экспедиции___________________________________________________________________

Тема                             Народ             Сведения об информаторе,                                 Место и время

ф.,и.,о., возраст и т.д.                                                 сбора

Средства                   русские             Семенов Михаил Петрович, 1935 г.           РФ, Воронежская обл.

передвижения                                   пенсионер                                                         Семилукский район

Жена – Семенова Варвара Степановна,     с. Губарево

1937 г., пенсионер

Дети —                                                                   июль, 2011 г.

Далее следует описание (к примеру, изготовление саней) по рассказу М.П.Семенова.

Для определения этнографического предмета используют набор признаков, среди которых могут быть выделены следующие:

1. форма;

2. материал;

3. способ изготовления;

4. орнамент, украшения;

5. бытование.

Комплекс вещей – такое собирание предметов, которое наиболее полно отражает определенный раздел народной культуры, определенную сторону жизни населения. Следовательно, собирать вещи нужно из одного района, одного поселения, самое лучшее – из одной семьи.

Сбор этнографических предметов оформляется в коллекцию.

Следуя данным рекомендациям, можно скомплектовать хорошее собрание этнографических экспонатов, пригодное не только для учебно – воспитательной работы, но и для музеев (приложение 6,7).

Приложение 1

Приложение 2

 

Приложение 3

Требования к оформлению исследовательских работ

 

К участию в Конференции допускаются краеведческие исследовательские работы объемом до 10 страниц, набранные на компьютере (формат А4 , Word for Windows, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал, все поля – 2 см).

Объем приложений — не более 10 страниц.

Исследовательская краеведческая работа должна содержать:

— титульный лист с указанием (сверху вниз):

• названия организации;

• темы работы;

• фамилии и имени (полностью) автора, класс;

• фамилии, имени и отчества (полностью) руководителя и консультанта (если имеется);

• года выполнения работы;

— оглавление, перечисляющее нижеупомянутые разделы;

— введение, в котором должна быть сформулирована поставленная проблема, указаны цели и задачи работы, обосновать ее актуальность, провести краткий обзор литературных источников по проблеме исследования, указать место и сроки проведения исследования, дать характеристику района исследования методику исследования (описание методов сбора, первичной и статистической обработки материала);

— основная часть работы – главы, названия которых отражают суть их содержания. Главы должны иметь небольшие выводы.

— заключение, где содержатся выводы (краткие ответы на вопросы, поставленные в задачах), могут быть отмечены лица, помогавшие в выполнении работы, намечены дальнейшие перспективы работы и даны практические рекомендации, проистекающие из данного исследования;

— список источников и использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на источники и литературу.

— приложения.

Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в приложения к работе. Чаще всего среди иллюстративного материала встречается все указанное выше в небольших объемах (2-3 фотографии, 1-3 рисунка и т.д.) в этом случае его можно объединить в одно приложение. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.

Картографический материал должен иметь условные обозначения, масштаб.

Титульный лист и приложения в объем работы не входят, но оцениваются.

 

 

 

 

Приложение 4

 

Край родной – 2012                                                                                                                                

Департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области

 

Отдел образования, опеки и попечительства
администрации Аннинского муниципального района

 

МКОУ Новокурлакская СОШ

 

Областная краеведческая конференция школьников по этнографии

«Народные традиции – моя история, моя культура»

 

 

Номинация: «Традиционные представления,
культы и верования населения Воронежского края»

 

 

 

 

Традиционные верования жителей села Новый Курлак

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Агапкин Валерий Александрович,

ученик 9 класса МОУ СОШ №6

контактный телефон:

8 – 920 – 748 – 51-40

e – mail:

 

Руководитель: Михайлова Анастасия Петровна,

учитель истории МБОУ СОШ № 6

контактный телефон:
8 – (4732) – 5 — 96 — 80

e – mail:

 

 

 

 

 

 

Новый Курлак — 2012

Приложение 5

Рекомендуемая литература

  1. Богатырев П.Г. Народная культура славян / П.Г. Богатырев. – М.: ОГИ, 2007. — 360 с.
  2. Вопросы истории славян//Археология. Этнография: Сб. науч. тр. – Вып. 12. – Воронеж: ВГУ, 1998. – 152 с.
  3. Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. ТТ. М., 1956.
  4. Дынин В. И. О происхождении одной субэтнической группы южнорусского населения / В.И. Дынин // Исторические записки: Сб. науч. тр. – Вып. 3. – Воронеж, 1998. – С. 185–194.
  5. Дьякова В. И. Географические апеллятивы в современных воронежских говорах / В.И. Дьякова // Материалы по русско-славянскому языкознанию. – Воронеж: ВГУ, 1973. – С. 66–74.
  6. Зайцева И. К. Диалектная и просторечная глагольная лексика языка сказок / И.К. Зайцева // Материалы по русско-славянскому языкознанию. – Воронеж: ВГУ, 1973. – С. 31–37.
  7. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография / Д.К. Зеленин. – М.: Наука, 1991. — 511 с.
  8. Зиньковская И.В. История отечественной этнографии (1845–1945): Учеб. Пособие / И.В. Зиньковская. – Воронеж: ВГУ, 2003 – 152 с.
  9. Материалы к словарю Воронежских говоров: (Вава – водополье) // Материалы по русско-славянскому языкознанию. – Вып. 25. – Воронеж, 2000. –– С. 229–253.

10.  Материалы по русско-славянскому языкознанию. – Вып. 26. – Воронеж: ВГУ, 2003. 306 с.

11.  Материалы совещания по изучению южнорусских говоров и памятников письменности. Воронеж: ВГУ, 1959. 60 с.

12.  Народная культура сегодня и проблемы ее изучения: Сб. ст.: материалы науч. регион. конф. 2002 г.– Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004.
Вып. 2. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 2005. – 215 с.
Вып. 4. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 2006. — 207 с.
Вып. 5. – Воронеж : Науч. кн., 2008. — 218 с.
Вып. 7. – Воронеж : Науч. кн., 2009. — 279 с.

13.  Овсянников М.С. Губные проходные в говоре с. Русская Буйловка Воронежской области / М.С. Овсянников // Материалы по русско-славянскому языкознанию. – Воронеж: ВГУ, 1973 – С. 72–79.

14.  Озеров А.Г. Историко – этнографические исследования учащихся: Учебно-методическое пособие / А.Г. Озеров. – М.: ФЦДЮТиК, 2007. – 160 с.

15.  Петренко Ю. Страна Хохляндия / Ю. Петренко. – Воронеж, 2000. 114 с.

16.  Попов С. А. Ойконимия Воронежской области в системе лингвокраеведческих дисциплин / С.А. Попов. – Воронеж: Изд. Дом Алейниковых, 2003. – 285 с.

17.  Прохоров В. А. Вся Воронежская земля: Краткий ист.-топоним. словарь. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1973. – 368 с.

18.  Путинцев А. Из этнографических впечатлений и наблюдений (Коротоякский уезд Воронежской губ.) / А. Путинцев // Воронежский историко-археологический вестник. – 1921. – Вып. 2. – С. 42–46.

19.  Словарь воронежских говоров. – Вып.1. – Воронеж, 2004.

20.  Словарь диалектной и просторечной лексики Воронежской области – Вып.1 – Воронеж: ВГУ, 1976.

21.  Словарь русских народных говоров. Сост. Филин Ф.П. – М.,1965.

22.  Тарадин И. «Золотое дно»: Экономика, история, культура и быт волости Центр.-Чернозем. обл. / И. Тарадин. – Воронеж, 1928. – 230 с.

23.  Токарев С.А. История русской этнографии (Дооктябрьский период) / С.А. Токарев. – М.: Наука, 1966. – 456 с.

24.  Христова Г. Особенности традиционной культуры Лискинского района Воронежской области / Г. Христова // Воронежское подворье. – 2005. – № 4. – С. 18–19.

25.  Школьное краеведение в Воронежской области: перспективы развития, направления деятельности: Сборник инф. – методических материалов. – Воронеж: Фортуна, 2011.– 192 с.

26.  Этнография Центрального Черноземья России: Сб. науч. тр. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2002. – Вып. I: Материалы научных чтений, посвященных итогам полевого этнографического сезона 2001 года (Воронеж, 5 дек. 2001 г.). – 2002. – 88 с.
Вып. II: Материалы II межвузовских научных чтений (Воронеж, 30 окт. 2002 г.). – 2003. – 176 с.
Вып. III: Материалы III межвузовских научных чтений (Воронеж, 27 окт. 2003 г.). – 2003. – 106 с.
Вып.IV: Сборник научных трудов. – 2004. – 165 с.

Номинация «Традиционные представления, культы и верования

русского населения Воронежского края»

  1. Афанасьев А.Н. Древо жизни / А.Н. Афанасьев. — М.,1982.
  2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М.,1865. Т.1; 1868. Т.2; 1869. Т.3.
  3. Ткачев Т.Я. Народная медицина в Воронежской губернии / Т.Я. Ткачев // Воронежский краеведческий сборник. – Воронеж: Тип. губсоюза, 1925. –– Вып. 3. – С. 3–11.
  4. Дынин В.И. Когда расцветает папоротник (Народные верования и обряды южнорусского крестьянства ХIХ – ХХ вв.) / В.И. Дынин. – Воронеж: ВГУ, 1999.- 210 с.
  5. Дынин В.И. Народные верования русских Европейской части России XIX–ХХ веков: Сравнител.-геогр. исслед. / В.И. Дынин. – Воронеж: Истоки, 2004. – 230 с.
  6. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области // Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. – Вып. III — / Сост.Пухова Т.Ф., Христова Г.П. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. – 249 с
  7. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в 3-х томах. М., 1957.
  1. Гринкова Н.П. Сказки Куприянихи / Н.П. Гринкова // Художественный фольклор. 1926.
  1. Королькова А.Н. Ковер-самолет: сказки / А.Н. Королькова. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 2003. – 336 с.

10.  Очерки поверий, обрядов, примет и гаданий в Воронежской губернии // Воронежский литературный сборник. Вып. I / Под ред. П. Малыхина. – Воронеж, 1861. – С. 373–392.

11.  Поликарпов Ф.И. Об этнографическом изучении Воронежского края / Ф.И. Поликарпов. – С. 14–18.

  1. Пухова Т.Ф. Указатель сюжетов, мотивов, их вариантов в сборнике «Былички и бывальщины» Воронежского края // Народная культура сегодня и проблемы её изучения: Сб. ст.: материалы науч. регион. конф. 2008 г. – Воронеж, 2009. – Вып. 7. – С. 7–28.

13.  Рыбаков Б.А. Космогония и мифология земледельцев эпохи энеолита // СА. №1. 1965.

14.  Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. / Б.А. Рыбаков. — М., 1981.

15.  Сказки А. К. Барышниковой / Сборник сост. В.А. Тонков. — Воронеж, 1939.

16.  Славянская мифология : энцикл. словарь / Рос. акад. наук; Ин-т славяноведения. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Междунар. отношения, 2002. – 512 с.

17.  Топонимические предания Воронежской области / Сост. Е.А. Орлова; под ред Т.Ф. Пуховой. – Воронеж: ВГУ, 2000 –. Вып. I. – 2001. – 74 с. ; Вып. II. – 2004. – 128 с.

Номинация «Традиционный праздник – духовная основа жизни предков» 

  1. Алейников О.Ю. Фольклорная практика: путеводитель: Учеб.-метод. пособие для студентов / О.Ю. Алейников [и др.]. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. – 34 с.
  2. Гринкова Н.П. Обряд «Вождение русалки» в селе Б. Верейка Воронежской области // Совет. этнография. – 1947. – № 1. – С. 178–184.
  3. «Живая нить традиций»: Науч.-практ. конф. по итогам обл. конкурса собирателей фольклор.-этногр. материалов: тезисы докл. и сообщ. / Упр. культуры администрации Воронеж. обл., Об. центр народного творчества. – Воронеж: [Изд-во Воронеж. гос. ун-та], 2004. – 196 с.
  4. Иванова Т.Г. История русской фольклористики XX века: 1900 – первая половина 1941 гг. / Т.Г. Иванова. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. – 799 с.
  5. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области: Метод. пособие / Авт.-сост.: Г.П. Христова, Т.В. Мануковская – Воронеж: ВОИПКРО, 2005. – 64 с.
  1. Воронежские народные песни в современной записи / Отв. ред. Н.И. Копылова. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1978. – 88 с.
  2. Воронежские народные песни (в современной записи) / Под ред. С.Г. Лазутина. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1991. – 136 с.
  1. Живые истоки: обряды и праздники, промыслы и ремесла Воронеж. обл. / Воронеж. обл. станция юных туристов. – Воронеж, 1995. – 48 с.
  2. Забылин М. Праздники, обряды и обычаи русского народа / М. Забылин. – М.: ЭКСМО, 2008. – 608 с.

10.  Каплина Н.В. Воронежская народная лирическая песня: художественно-языковой аспект / Н.В. Каплина // Воронежское краеведение: традиции и современность: Материалы обл. науч.-практ. краевед. конф., посвящ. памяти А.В. Кольцова, 29–30 нояб. 2008 г. – Воронеж, 2009. – С. 214–217.

11.  Колчев В.Ю. Народная праздничная культура Воронежского края: уличные гуляния на Масленицу // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения: Сб. ст.: материалы науч. регион. конф. 2008 г. – Воронеж, 2009. – Вып. 7. – С. 50–66. – (Афанасьевский сборник: материалы и исслед., Вып. 7).

12.  Крюкова Т.А. «Вождение русалки» в селе Оськине Воронежской области: По материалам экспедиции Государственного музея этнографии 1936 г. / Т.А. Крюкова // Совет. этнография. – 1947. – № 1. – С. 185–192.

13.  Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора / С.Г. Лазутин. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1989. –– 208 с.

14.  Лазутин С.Г. Русская частушка: вопросы происхождения и формирования жанра / С.Г. Лазутин. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1960. – 264 с.

15.  Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы: Учеб. пособие для вузов / С.Г. Лазутин. – М.: Высшая школа, 1990. – 240 с.

16.  Музыкальная фольклористика в Воронежской государственной академии искусств / Материал подгот. Г.Я. Сысоева // Традиционная культура. – 2005. – № 4. – С. 65–68.

17.  Народные песни Воронежского края: антология. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1993. – 280 с.

18.  Народные песни Воронежской области / Под ред. С.Г. Лазутина. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1974. – 144 с.

19.  Песни и сказки Воронежской области / Сост.: А.М. Новикова [и др.]; вступ. ст. Н.П. Гринковой. – Воронеж: Воронеж. обл. книгоизд-во, 1940. – 242 с.

20.  Путинцев А. О собирании произведений устного словесного творчества / А. Путинцев // Воронежский историко-археологический вестник. – 1921. – Вып. 1. – С. 19–21.

21.  Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря: Ил. энцикл. / Авт.: О. Г. Баранова [и др.]. – СПб.: Искусство – СПб, 2002. – 672 с.

22.  Сысоева Г.Я. Типология ритмических форм хороводных и плясовых песен в Воронежско-Белгородском пограничье / Г.Я. Сысоева // Традиционная культура. – 2005. – № 4. – С. 73–84.

23.  Фольклор Воронежской области / Сост. В.А. Тонков. – Воронеж : Воронеж. обл. книгоизд-во, 1949. – 300 с.

24.  Фольклор и литература: проблемы изучения: Сб. ст. / Науч. ред. Т.Ф. Пухова. – Воронеж, 2001. – 281 с.

25.  Христова Г.П. Традиции свадебного обряда в сёлах Лискинского района Воронежской области / Г. П. Христова // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения: Сб. ст.: материалы науч. регион. конф. 2004 г. – Воронеж, 2006. – Вып. 4. – С. 45–55. – (Афанасьевский сборник: материалы и исслед., Вып. 4).

26.  Христова Г.П. Трансформация вокального фольклора в исполнительских вариантах / Г. П. Христова // Традиционная культура. – 2005. – № 4. – С. 69–73.

27.  Частушки Воронежской области: Записи 1949–1953 гг. / Сост. С. Г. Лазутин. – Воронеж: Воронеж. кн. изд-во, 1953. – 156 с.

28.  Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники: энциклопедия / И.И. Шангина. – СПб.: Азбука-классика, 2003. – 560 с.

Номинация «Воронежский орнамент – традиции и современность»

  1. Арефьева Г.И. Воронежская керамическая игрушка  / Г.И. Арефьева // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения: Сб. ст.: материалы науч. регион. конф. 2004 – Воронеж, 2006.– Вып. 4. – с. 31–35. – (Афанасьевский сборник: материалы и исслед., Вып. 4)..
  2. Асташова А.Н. Особенности крестьянского костюма Воронежской губернии 2 половины XIX в. (элементы языческой символики и их связь с хозяйственной жизнью) / А.Н. Асташова, В.В. Бахтин // Современные гуманитарные исследования: Сб. науч. тр. – Воронеж, 2004. – Вып. 1. – С. 122–126.
  3. Богучарский частный музей русского народного костюма и кукол / Сост., текст, фот. Г.Я. Сысоевой. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозем.   края, 2003. – 32 с.
  4. Борисоглебское Прихоперье: Учеб.-метод. пособие / Ред. кол.: В.Я. Голуб, В.Ф. Филатова, А.К. Юрченко.– Борисоглебск, 2003–184 с.
  5. Валукинский Н. Глиняные игрушки / Н. Валукинский // Сборник Воронежского государственного историко-культурного музея. – Воронеж, 1925. – Вып. I. – С. 45–50.
  6. Воронежские костюмы конца XIX – начала XX в. // Поэзия народного костюма. – М.: Молодая гвардия, 1975. – С. 22, 23, 28, 29, 32, 33.
  7. Воронежский народный костюм / Материал собран и оформлен А. Толоконниковой. – Воронеж:  Элист, 1996. – 36 с.
  8. Горожанина С.В. Южные губернии России / С.В. Горожанина, Л.М. Зайцева // Русский народный свадебный костюм: из собр. Сергиево-Посадского гос. ист.-художеств. музея-заповедника / С.В. Горожанина, Л.М. Зайцева. – М., 2003. – С. 49–84.
  9. Гринкова Н.П. Русская понева юго-западных районов РСФСР / Н.П. Гринкова // Сборник Музея антропологии и этнографии АН СССР. – М.-Л., 1949. – Т. XII.

10.  Губанова Е. Н. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе: Учеб.-метод. пособие / Е.Н. Губанова. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозем. края, 2003 – 120 с.

11.  История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобр.искусство» / Л.М. Буткевич. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 267 с.

12.  История орнамента: учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобр.искусство» / Л.М. Буткевич. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 267 с., ил.

13.  Лебедева А.И. Живая нить традиций. Продолжение традиций воронежского народного костюма: воронежский народный костюм / А.И. Лебедева // Губернский стиль: рус. провинц. журн. лит. и публицистики. – 2009. – Осень (№ 8). – С. 47–51.

14.  Мануковская Т.В. Календарные обряды и особенности традиционного костюма с. Першино Нижнедевицкого района Воронежской области / Т.В. Мануковская, Н.С. Бухтоярова, Е.О. Ситникова // Этнография Центрального Черноземья России: Сб. науч. тр. – Воронеж, 2007. – Вып. 6. – С. 64–74.

15.  Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки / Г.С. Маслова. — М., 1978.

16.  Мастера художественных ремесел Воронежской области / Сост.: Н. П. Красикова, Е. Г. Матвеева. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозем. края, 2003. – 96 с.

17.  Миллер А.АЭлементы «неба» в вещественных памятниках / А.А. Миллер // Известия ГАИМК. Вып. 100.

18.  Ожерельева О.В. Из истории народной одежды Воронежской губернии: кон.19 – нач. 20 вв. / О.В. Ожерельева // Губернский стиль: рус. провинц. журн. лит. и публицистики. – 2009. – Осень (№ 8). – С. 86–88.

19.  Орнамент всех времен и стилей. В 4 т. — АРТ «Родник».

20.  Очерк кустарных промыслов Воронежской губернии / Сост. М.М. Скиада. – Воронеж: Тип. Воронеж. губерн. правления, 1882. – 24 с.

21.  Пармон Ф.М. Воронежский костюм / Ф.М. Пармон // Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. – М., 1994. – С. 226–230.

22.  Пономарёв П.Д. Народный костюм Воронежской губернии / П.Д. Пономарёв. – Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1994. – 36 с.

23.  Попова И.А. Лесостепной Юго-восток: Курская, Тамбовская, Воронежская губернии / И.А. Попова // Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX – начало ХХ в.): определитель / отв. ред. А. А. Лебедева. – М., 1971. – С. 164–193.

24.  Попова И.А. Элементы древнерусского костюма в народной женской одежде Воронежской области в XIX – начале XX века / И.А. Попова // Научно-исследовательский институт художественной промышленности: Сб. трудов. – М., 1975. – С. 134–149.

25.  Работнова И.П. Русская народная одежда: вышивка и орнамент народной одежды Воронежской области / И.П. Работнова. – М., 1964.

26.  Стасов В.В. Русский народный орнамент / В.В.Стасов. — С-Пб: 1872 – 72 с.

27.  Толкачёва С.П. Народный костюм Воронежской губернии конца XIX – начала XX века / Ред. Р.В. Андреева. – Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2007. – 224 с.

Номинация «Русская изба»

  1. Бежкович А.С. Хозяйство и быт русских крестьян: памятники материальной культуры / А.С. Бежкович [и др.]. – М.: Совет. Россия, 1959. – 254 с.
  2. Беловинский Л.В. Изба и хоромы: Из истории русской повседневности: Науч.-познават. изд. / Л.В. Беловинский. – М.: Профиздат, 2002. – 352 с. – (Серия «История повседневности»; Вып. 1).
  3. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры / Л.В. Беловинский. – М.: Вузовская книга, 2003. – 424 с.
  4. Валукинский Н.В. Деревня Воронежского уезда: Из впечатлений художника-этнографа / Н.В. Валукинский. – Воронеж: Губмузей; журн. «Наша Работа», 1923 – 6 с.
  5. Веневитинов М. Расписные кирпичные избы. Новая область народного художества / М. Веневитинов. – М.: Тип. и словолитня О. О. Гербека, 1890. – 18 с.
  6. Воронежское подворье: Информ.-метод. сб. № 4 / Обл. центр народ. творчества. – Воронеж, 2005 –– 64 с.
  7. Гринкова Н.П. Быт воронежской колхозной деревни: По материалам экспедиции в Воронеж. обл. / Н.П. Гринкова. – Л., 1937. – 24 с.
  8. Громыко М.М. Мир русской деревни / М.М. Громыко. – М.: Молодая гвардия, 1991– 446 с.
  9. Лаврентьева Л.С. Культура русского народа / Л.С. Лаврентьева. – СПб., 2004.

10.  Русская изба. Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь: Ил. энцикл. / Д.А. Баранов, О.Г. Баранова, Е.Л. Мадлевская [и др.]. – СПб.: Искусство–СПб, 2004. – 376 с.

11.  Семенов, В.П. Распределение населения Средне-русской чернозёмной области по территории, его этнографический состав, быт и культура / В.П. Семенов, О.В. Семенова // Россия: Полное географическое описание нашего Отечества. Т. II: Средне-русская Черноземная область / Под ред. В. П. Семёнова. – СПб., 1902. – С. 157–192.

12.  Чижикова Л.Н. Русско-украинское пограничье: история и судьбы традиционно-бытовой культуры (XIX–XX века) / Л.Н. Чижикова. – М.: Наука, 1988. – 256 с.

13.  Шангина И.И. Русский традиционный быт: Энцикл. словарь / И.И. Шангина. – СПб.: Азбука-классика, 2003. – 688 с.

Приложение 6

Воронежские этнографические музеи

ВГУ — Музей народной культуры и этнографии

г. Воронеж, пл. Ленина, 10, корпус 2, ауд. 89 — 90
Телефон: +7 (473) 255-99-49

Зав. музеем народной культуры и этнографии – Т.В. Мануковская 

Воронежский областной краеведческий музей

г. Воронеж, ул. Плехановская, 29

Телефон: +7 (473) 252-16-47

Директор Вычерова Елена Анатольевна — http://www.museum.ru/M651

Музей народного творчества Воронежского края

г. Воронеж, ул. Кольцовская, д. 56-А, эт. 3, каб. 32, (ГУК «Областной центр народного творчества»)

Телефон: (473)261-01-69, (473)220-51-97

Библиотека-музей им. П.Д. Пономарева

г. Воронеж, Московский проспект, д. 109
Телефон: 273-43-72

Время работы: 11:00-19:00, выходной: пн.

Центр Славянской культуры «Дом Сварога»

г. Воронеж, ул. Донбасская, 23

Телефон: 271 – 79 – 96

Директор Гончаров Александр Михайлович

Музейквартира М. Мордасовой

г. Воронеж, пл. Ленина, д. 9

Телефон: 255-67-32

Время работы: пн.-пт.: 9:00-18:00

Этно-музей под открытым небом «Деревенька XVII – XIX в.в.»

Воронежская область, г. Эртиль

Телефон: 8 906 583 30 61

Брежнев В.И.

e-mail: brezhnev2@mail.ru

Этнографический музей «Русская изба» (частный)

Воронежская область, Семилукский район, деревня Чудовка
Телефон: (473) 256-34-54

Елена Дубыкина и Наталья Сунцова

Музей керамики

Воронежская область, Рамонский р-н, пос. Рамонь, пл. Ленина
Время работы музея: с 10-00 до 15-00, кроме воскресенья и понедельника

Музей декоративно – прикладного искусства

Воронежская область, Эртильский район, с. Соколовка, МБОУ Соколовская СОШ

Александровский народный музей М.Е. Пятницкого
397467, Воронежская область, Таловский р-н, с. Александровка

Богучарский музей народного костюма и кукол

Воронежская обл., г. Богучар, ул. К.Маркса 6

тел.: 8 – (07366) 5-16-88, 5-13-93

Эртильский Краеведческий Музей
397000, Воронежская область, г. Эртиль, ул. Труда, д. 7

Телефон: 2-28-42

Богучарский государственный историко-краеведческий музей
396790, Воронежская область, Богучарский р-н, г. Богучар, ул. Ленина, д. 36-а
Телефон: (266) 5-27-93

Народный краеведческий музей

Воронежская область, село Репьевка, пер. Воронежский, 1

Телефон: (47374) 2-26-71

Борисоглебский историко-художественный музей
397160, Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Свободы, д. 180

Телефон: (47354) 6-0689, 6-2188

Острогожский историко-художественный музей им. И.Н. Крамского
397855, Воронежская область, Острогожский р-н, г. Острогожск, бул. Крамского, д. 4
Телефон: (47375) 4-14-81, 3-48-82

Павловский государственный историко-краеведческий музей
396420, Воронежская область, г. Павловск, ул. Карла Маркса, д. 12

Телефон: (47362) 2-57-49

Приложение 7

 

Школьные этнографические музеи Воронежской области

 

Музей «Сказки и сказочники»

МДОУ «Центр детства» Левобережного района городского округа г. Воронеж. Св-во № 7015 от 19 мая 1996 г.

Разделы экспозиции:

— А.Н. Афанасьев – собиратель русских сказок,

— творчество сказительниц А.Н. Корольковой и А.К. Барышниковой,

— Воронеж – родина С.Я. Маршака,

— комната сказок.

Дата открытия музея – 17 мая 1996 г.

Основатель музея – Меньших Татьяна Сергеевна, директор детсада, Елецких Ирина Ивановна, методист

Руководитель музея – Максимова Любовь Николаевна, зам. директора.

Музей «Предметы народного быта»

МОУ гимназия №10 городского округа г. Воронеж. Св-во №13226 от 18 марта 2010 г.

Разделы экспозиции:

— предметы крестьянского быта конца XIX — начала XX века,

— предметы солдатского быта времен ВОВ,

— предметы домашнего обихода второй половины XX века.

Дата основания музея — 01.12.2009 г.

Основатель и руководитель музея – Миляев Сергей Владимирович, учитель биологии.

 

Музей «Русская песня имени М.Е. Пятницкого»

МОУ СОШ № 37 им. М. Пятницкого городского округа г. Воронеж Св-во № 1137 от 26 февраля 1976 г.

Свидетельство № 350 от 30 октября 1987 г. присвоено звание «Отличный школьный музей».

Разделы экспозиции:

— жизнь и творчество М. Пятницкого,

— государственные русские народные хоры,

— народная песня в творчестве русских композиторов,

— Воронежский русский народный хор,

— Воронежский край – край песенный, школьный ансамбль «Желанушка».

Дата открытия музея — 4 декабря 1969 г.

Основатели музея — Карпова А.Н., завуч школы, Гальперин Я.А., учитель пения, Жарова К.С. и др.

Руководитель музея — Харахурсах Римма Ивановна, лаборант музея.

Этнографический музей

МОУ Михайловская СОШ. Св-во № 7005 от 20 февраля 1996 г.

Разделы экспозиции:

— крестьянская изба,

— предметы быта,

— одежда крестьян.

Дата открытия музея — 25 декабря 1995 г.

Основатель и руководитель музея — Провоторова Александра Ивановна, учитель начальных классов.

Музей «Декоративно – прикладное искусство»

МОУ Соколовская СОШ. Св-во № 7013 от 15 марта 1996 г.

Разделы экспозиции:

— архитектура,

— декоративно – прикладное искусство,

— выставка поделок учащихся.

Основатель музея – Завьялов Александр Иванович, директор школы.

Руководитель музея – Полянских Надежда Ивановна.

 

Музей «Русская изба»

МОУ Семилукский СОШ № 2 им. Героя Советского Союза А.Д. Рязанцева. Св-во № 7260 от 24 октября 1997 г.

Разделы экспозиций:

— красный угол,

— предметы домашнего обихода,

— куклы игрушки,

— горница,

— костюм воронежской области,

— бабий кут,

— конопля и что из нее производят.

Дата открытия музея  30 августа 1997 г.

Основатель музея — Лавлинская Анастасия Алексеевна, педагог.

Руководитель музея — Афанасенко Евгения Николаевна, учитель ИЗО.

Музей «Уголок старины»

МОУ Ярковская СОШ. Св-во № 8136 от 24 октября 2001 г.

Разделы экспозиции:

— домашняя утварь,

— история школы,

— история нашего края,

— рукоделие,

— учебные принадлежности,

— рукоделие в нашем селе.

Дата открытия музея — 2000 г.

Руководитель музея — Свежинцева Галина Николаевна, учитель истории.

Музей «Русская изба»

МОУ Чигоракская СОШ. Св-во № 8008 от 21 марта 2001 г.

Разделы экспозиции:

— орудия труда,

— домашняя утварь,

— одежда крестьян,

— мебель крестьянской семьи.

Дата открытия музея — 5 февраля 2001 г.

Руководитель музея — Попова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов.

Музей «Истоки»

МОУ Центр внешкольной работы г. Борисоглебска. Св-во № 9161 от 24 декабря 2003 г.

Разделы экспозиции:

— русская печь,

— полати,

— бабий кут,

— красный угол,

— угол мастерового.

Дата открытия музея — 19.03. 2003 г.

Основатель музея — Иванников Иван Иванович, педагог.

Руководитель музея – Недорезова Ольга Ивановна, педагог доп. образования.

 

Музей «Оберег»

МОУ Борисоглебская СОШ № 10. Св-во № 11007 от 15 марта 2006 г.

Разделы экспозиции:

— русские обереги,

— обряды нашего края,

— наш край,

— обереги в настоящее время.

Дата основания музея – 31 августа 2004 г.

Руководитель музея – Нагибина Нина Петровна, учитель истории.

 

Музей «Русская старина»

МОУ Вторая Сторожевская СОШ. Св-во № 11001 от 15 марта 2006 г.

Разделы экспозиции:

— горница,

— домашняя утварь,

— из семейного архива,

— память войны,

— из истории костюма,

— деньги рассказывают.

Дата открытия музея – 3 октября 2005 г.

Руководитель музея – Спиридонова Ирина Николаевна, библиотекарь школы.

Музей «Преданья старины глубокой»

МОУ Хохол-Тростянская ООШ. Св-во №13832 от 2 марта 2011 г.

Разделы экспозиции:

— из истории села,

— интерьер русской избы,

— предметы старины,

— народный костюм Воронежской губернии,

— волшебная нить,

— помним, гордимся, чтим,

— школа вчера, сегодня, завтра.

Дата открытия музея – 10 ноября 2005 г.

Руководитель музея – Воробьёва Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы.

Музей «Старинушка»

МОУ Нижнедевицкий детский сад. Св-во № 10956 от 15 февраля 2006 г.

Разделы экспозиции:

— одежда и утварь конца XIX и начала XX веков,

— народное творчество,

— детское творчество,

— сказки нашего края,

— история в монетах.

Дата открытия музея – 2 февраля 2004 г.

Основатель музея – Буланцева Галина Николаевна, воспитатель.

Руководитель – Артемьева Антонина Сергеевна, воспитатель.

Музей «Незабудка»

МДОУ Аннинский детский сад № 7. Св-во № 7524 от 24 ноября 1999 г.

Разделы экспозиции:

— русская изба,

— русский народный костюм,

— вышитые полотенца 19-20 век,

— вышивка в портретных рамках,

— кружева,

— сказки А.С. Пушкина — вышивка,

— куклы в национальных костюмах,

— глиняная посуда.

Дата открытия музея – 1 ноября 1999 г.

Основатель музея – коллектив д /сада, директор М.И. Степанова.

Руководитель музея – Малявина Вера Николаевна, методист.

Музей «Русская изба»

МДОУ Садовский детский сад. Св-во № 8133 от 22 августа 2001 г.

Разделы экспозиции:

— «Бабий кут»,

— «Хозяйственный кут»,

— «Горница».

Дата открытия музея – 16 сентября 2001 г.

Основатель музея – коллектив детсада.

Руководитель музея – Дядюренко Галина Юрьевна, воспитатель.

Музей «Быт крестьян»

Верхнемамонский ясли-сад №2 «Гнездышко». Св-во № 7320 от 20 января 1998 г.

Разделы экспозиции:

— быт крестьян конца XIX- начала XX в.в.,

— домашняя одежда, утварь, мебель.

Дата открытия музея – 1997 г.

Основатель музея – Болдырева Л.Ф.

Руководитель музея – Вишнякова Валентина Владимировна, воспитатель

Музей «Горница»

МДОУ детский сад № 2 г. Лиски. Св-во № 8529 от 20 ноября 2002 г. 

Разделы экспозиции:

— предметы быта и домашнего обихода,

— русский народный костюм,

— орудия труда,

— исторические издания и методическая литература,

— игрушка военных лет.

Дата открытия музея – 5 января 1999 г.

Основатель музея – Петрикова Елена Николаевна, воспитатель детского сада.

Руководитель музея – Потапова Анна Владимировна, воспитатель.

Музей «Истоки»

МУОДОД Дворец творчества детей и молодежи городского округа г. Воронеж

Свидетельство № 7526 от 17 ноября 1999 г.

Разделы экспозиции:

— диорама «Воронеж Петровский»,

— портретная галерея,

— история ремесел,

— крестьянский быт.

Дата открытия музея – 8 декабря 1994 г.

Основатель и руководитель музея – Мальцева Нина Владимировна, педагог – организатор.

Приложение 8

 

Правила работы с информаторами по программам – «вопросникам»:

1) Подбор нужных лиц из местного населения;

Информаторами могут стать работники школ, местных администраций, культурных учреждений и жители того села, где проводится опрос, желательно – его уроженцы, а также представители разного пола и возраста. Обязательно записывать не только их фамилии и адреса, но и общие сведения о них: возраст, время проживания в данной местности, профессия, социальное положение, автобиографические данные – год свадьбы, год переезда и т.д.

Во время бесед информаторы обычно называют и других лиц, которые могут дополнить их рассказ.

2) Начало беседы начинается с того, что этнографы объясняют информатору цель своего визита;

Необходимо стремиться к тому, чтобы беседа была живой, непосредственной, не имела характер «допроса». Участники опроса не должны подсказывать информатору ответ.

3) Заранее составляется примерный план опроса с выделением группы вопросов, которые обязательно задать информатору;

В случае если вопрос будет понят не сразу, следует сформулировать его по — другому, не меняя смысла. Стараться, при беседе, не уходить от темы опроса, хотя иногда перемена тем снимает утомление у собеседника и поддерживает интерес информатора к беседе.

4) Сбор сведений желательно проводить по всем предлагаемым в программе этнографическим темам, это даст возможность получить полное представление о традиционной культуре населения используемой местности;

При опросе населения по анкетам необходимо «снимать» как бы два слоя информации: «как было раньше» и «как теперь», при этом не забывать фиксировать в записях, о каком периоде времени идет рассказ.

5) Вопросы лучше задавать не в конкретной форме, а в общей;

Стараться не показывать, что вы хорошо знаете о том, о чем спрашиваете, иначе активность информатора резко снижается. Полезно сделать вид, что вам что – то не понятно и от других вы слышали иное.

6) Проверка полученных данных по сообщениям нескольких информаторов – обязательная часть опроса местного населения;

Чем больше подтверждений получено во время последующих опросов, тем больше оснований доверять собранным сведениям.

7) Запись информации надо вести без редактирования, «так, как говорят»;

По возможности, использовать видео или аудио аппаратуру. Особое внимание уделять уяснению деталей рассказа чему способствуют показ в действии обряда или приема труда, осмотр вещей, зарисовки, выкройки, т.д.

8) Всю собранную информацию необходимо записывать в полевой дневник, который необходимо тщательно хранить или передать в этнографические музеи или общества;

Так как при записи придется делать сокращения, то запись следует вести разреженно, оставляя места для последующей расшифровки или дополнения информации — что необходимо сделать в тот же день.