Методические рекомендации
по разработке проекта “Доступное дополнительное образование для детей муниципального района (городского округа)”
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации по подготовке паспорта проекта (далее – методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в правительстве Воронежской области и исполнительных органах государственной власти Воронежской области, утвержденным постановлением правительства Воронежской области «Об организации проектной деятельности в правительстве Воронежской области и исполнительных органах государственной власти Воронежской области» от 08.12.2016 № 925 (далее – Положение), и содержат рекомендуемую форму паспорта проекта (далее – паспорт проекта.
2. Рекомендации по подготовке паспорта проекта
2.1. Паспорт проекта разрабатывается по форме согласно приложению № 1 и в соответствии с рекомендациями по ее заполнению, приведенными в настоящем разделе методических рекомендаций.
Форма паспорта проекта включает следующие основные разделы: раздел 1 «Основные положения»;
раздел 2 «Содержание проекта»;
раздел 3 «Этапы и контрольные точки»;
раздел 4 «Бюджет проекта»;
раздел 5 «Ключевые риски и возможности»;
раздел 6 «Описание проекта».
В наименовании проекта (далее – проект) указывается “Доступное дополнительное образование для детей (Наименование) муниципального района (городского округа)”
2.2. Раздел «Основные положения» содержит следующую информацию: «Наименование направления». Указывается основное направление стратегического развития Российской Федерации в соответствии с перечнем, утвержденным Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, в рамках которого реализуется проект.
Пример: Доступное дополнительное образование.
«Срок начала и окончания проекта». Рекомендуется указывать планируемую дату начала реализации и планируемую дату завершения проекта в формате «ДД.ММ.ГГГГ». Датой начала проекта является дата утверждения паспорта проекта; рекомендуемый срок завершения проекта – не более 3-12 месяцев со времени получения последних результатов проекта.
Пример: 15.12.2016 – 20.12.2018;
«Куратор проекта». Указывается куратор проекта (ФИО и должность), из числа заместителей главы администрации муниципального района( городского округа).
«Старшее должностное лицо» (далее – СДЛ). Лицо (ФИО и должность) – руководитель органа осуществляющего полномочия в сфере образования. Оказывает необходимую организационную и административную поддержку реализации проекта; обеспечивает оперативное сопровождение проекта, координацию и взаимодействие органов муниципальной власти, в целях своевременного принятия ими решений и осуществления иных действий, необходимых для реализации проекта; оказывает содействие руководителю проекта в согласовании позиций c органами муниципальной власти и исполнителями (соисполнителями) мероприятий проекта в ходе его реализации. СДЛ проекта должно обладать необходимым уровнем квалификации в сфере проектного управления.
«Руководитель проекта». Лицо (ФИО и должность), обладающее необходимым уровнем квалификации в сфере проектного управления, наделенное полномочиями и ответственностью по управлению проектом. Назначается, как правило, в должности уровня заместителя руководителя органа осуществляющего полномочия в сфере образования.
«Исполнители и соисполнители мероприятий проекта». Указывается перечень (наименования) ИО муниципальных образований и иных органов и организаций, являющихся исполнителями и соисполнителями мероприятий проекта;
«Разработчик паспорта проекта». Указывается (ФИО, должность) представителя рабочей группы по разработке проекта, осуществляющий консолидацию информации, содержащейся в паспорте проекта.
2.3. Раздел «Содержание проекта» содержит следующую информацию:
«Цель проекта». Рекомендуется формулировать одну цель с обязательным указанием 1-2 основных показателей и даты их достижения на 2018-2020 годы.
Пример: Обеспечение достижения к 2020 году охвата дополнительным образованием 75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет, в том числе 18% – программами технической и естественнонаучной направленности за счет увеличения доступности дополнительного образования для детей
«Показатели проекта и их значения по годам».
Пример:
Показатели проекта и их значения по годам | Показатель | Тип показателя(основной, аналитический, показатель второго уровня) | Базовое значение | |||
2018 | 2019 | 2020 | ||||
1. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (в % от общего количества детей в регионе) | основной | 68 | 71 | 73 | 75 | |
2. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеразвивающими программами технической и естественно-научной направленностей | основной | 6 | 12 | 15 | 18 | |
3. Количество образовательных организаций в муниципальном районе реализовавших современные системы дополнительного образования детей | основной | – | 3 | 7 | 10 | |
4. Доля педагогов реализующих программы дополнительного образования, повысивших квалификацию, от общего количества вовлеченных в проект | аналитический | – | 2,8 | 7,7 | 12 | |
5. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием в сельской местности (в % от общего количества детей в районе) | показатели второго уровня | – | 20 | 25 | 30 | |
6. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеразвивающими программами технической и естественно-научной направленности, в сельской местности (%) | показатели второго уровня | – | 2,8 | 7,7 | 12 | |
7. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет являющихся призерами и победителями региональных, всероссийских и международных конкурсов по программам технической и естественно-научной направленности (%) | основной | 35 | 55 | 65 | 75 | |
8. Доля родителей (законных представителей), удовлетворенных качеством реализации дополнительных образовательных программ | основной | – | 75 | 80 | 85 |
Выделяется первый уровень показателей, включающий основные показатели, отраженные в цели проекта, и дополнительные аналитические показатели.
Отнесение показателя к основному, аналитическому указывается в графе «Тип показателя» соответствующей таблицы паспорта проекта.
Общее рекомендуемое количество показателей, указываемых в паспорте проекта, составляет не более 10 единиц.
По каждому показателю в обязательном порядке приводится методика (формула) расчета (отдельное приложение к паспорту).
По каждому показателю должно быть указано базовое значение, по сравнению с которым в ходе реализации проекта будет отслеживаться динамика роста показателя. За базовое значение принимается последняя актуальная величина показателя. Базовое значение показателя, а также дата его расчета (в формате «ММ.ГГГГ») указываются в графе «Базовое значение» соответствующей таблицы.
Не рекомендуется использовать показатели с нулевым базовым значением.
Достижение значений показателей первого уровня проекта будет свидетельствовать о достижении целей проекта.
«Результаты проекта». Необходимо указывать непосредственные результаты, создаваемые в рамках реализации проекта, которые позволят достичь цели проекта (способ достижения цели). По каждому результату приводятся требования к результату проекта с указанием качественных и количественных характеристик, которые позволяют однозначно оценить получение указанного результата.
В результатах проекта приводится полный перечень материальных и нематериальных объектов, продуктов и (или) услуг, создаваемых в рамках проекта и необходимых для достижения целей и показателей проекта. При формировании результатов проекта необходимо учитывать нормативно-правовую базу, информационные системы, организационные структуры, информационное сопровождение и прочие создаваемые результаты.
В случае если результат прямо не оказывает влияние на достижение цели и показателей проекта, он не рекомендуется к включению в паспорт проекта.
Результаты проекта рекомендуется структурировать, выделяя непосредственные результаты, а также требования к результатам проекта.
Пример:
Сформирована нормативно-правовая база, обновлены программы дополнительного образования.
При реализации дополнительных общеразвивающих программ используются дистанционные технологии, электронное обучение, предоставляющие доступ к образовательным программам, инфраструктуре, педагогам и средствам обучения и воспитания для детей вне зависимости от их места проживания.
Во всех (сколько) образовательных организациях, учреждениях культуры и спорта реализуются дополнительные образовательные программы ( программы спортивной подготовки) , соответствующих интересам детей и их родителей, в том числе технической и естественно-научной направленностей.
Муниципальная система дополнительного образования основывается на:
– вовлечении в реализацию дополнительных общеразвивающих программ образовательных организаций разных типов, в том числе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, общественных организаций и организаций реального сектора экономики, в том числе с использованием механизмов сетевого взаимодействия;
– формировании эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающей в себя муниципальный (опорный) центр дополнительного образования и организации, участвующие в дополнительном образовании детей;
– обеспечении доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности;
– обеспечении развития профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей;
2. В муниципальном районе реализуются региональные проекты “Индустриальная школа” Естественно-научный детский университет”, “Возвращение к истокам” Лига успеха и др.
3. Обновлена инфраструктура, оборудование и средства обучения дополнительного образования детей с учетом формирования нового содержания дополнительного образования и обеспечения равного доступа к современным дополнительным общеобразовательными программам детей, в том числе из сельской местности.
Результаты проекта являются основой для планирования мероприятий проекта
«Описание модели функционирования результатов проекта». При описании модели функционирования результатов проекта рекомендуется приводить:
текстовое описание модели функционирования результатов проекта после передачи их в эксплуатацию, включая описание модели функционирования организационных, финансовых, правовых и иных механизмов.
При описании рекомендуется основываться на причинно-следственных связях между целью, показателями и результатами проекта.
Пример:
Описание модели функционирования результатов проекта ( конкретизация в количестве) | Сформирована нормативно-правовая база системы дополнительного образования в муниципальном районе, позволяющая реализовать механизм персонифицированного финансирования.Муниципальная я система дополнительного образования детей модернизирована, имеет сложную разноуровневую структуру сети и включают в себя: – муниципальный (опорный) центр дополнительного образования), обеспечивающий реализацию современных дополнительных общеобразовательных программ, а также осуществляющие внедрение новых практик дополнительного образования в деятельность муниципальных образовательных организаций, координацию информирования семей и вовлечения детей в систему дополнительного образования детей; – организации, участвующие в дополнительном образовании детей: образовательные организации разных типов, организации спорта, культуры, научные организации, общественные организации и организации реального сектора экономики, реализующие дополнительные общеразвивающие программы для детей или участвующие в их реализации, в том числе с использованием механизмов сетевого взаимодействия.При реализации дополнительных общеразвивающих программ активно используются сетевое взаимодействие, в том числе с применением дистанционных технологий и электронного обучения, предоставляющих доступ к образовательным программам, инфраструктуре, педагогам и средствам обучения и воспитания для детей вне зависимости от их места проживания. Разработаны и внедрены типовые модели организации при реализации дополнительных общеобразовательных программ сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и предприятий, в том числе в части организации получения детьми навыков проектной, исследовательской и творческой деятельности.МОЦ реализует программы сотрудничества между различными организациями, координируют качественное развитие существующих организаций дополнительного образования детей; проводит мониторинг, анализ и распространение лучших практик, а также реализует разноуровневые программы, обеспечивающие получение детьми навыков и умений разного уровня: ознакомительные; базовые и углубленные; проводят “летние школы”, профильные смены соответствующей направленности. МОЦ обеспечивает развитие педагогических и управленческих кадров системы дополнительного образования детей через реализацию модульных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, тьюторское сопровождение детей и педагогов, организацию стажировок педагогических и управленческих кадров в лучшие региональные модельные центры или федеральный модельный центр.Существенно увеличено вовлечение детей в научно-техническое и инженерное творчество. Участие организаций реального сектора экономики и привлечение в систему дополнительного образования детей частных инвестиций позволяет регулярно обновлять дополнительные общеразвивающие программы, обеспечивая их необходимым содержанием, инфраструктурой, оборудованием и экспертным сопровождением со стороны специалистов-практиков.Мотивация детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе проживающих в сельской местности, находящихся в трудной жизненной ситуации) на обучение по дополнительным общеобразовательным программам будет обеспечена за счет развития их разнообразия и вариативности этих программ, предусматривающих получение детьми навыков и умений разного уровня (ознакомительный, базовый и углубленный), внедрения новых образовательных технологий, реализации выездных программ и проектов в сельской местности, сетевого взаимодействия, модернизации инфраструктуры и оборудования, организацию дополнительного профессионального образования педагогических работников.Мероприятия включают в себя выставки, олимпиады, конкурсы и соревнования (в т.ч. командные), направленные в том числе на формирование навыков проектной деятельности и командной работы, скоординированные с системой выявления детей, проявивших выдающиеся способности, их сопровождения и мониторинга дальнейшего развития, нацелены на решение задач раскрытия способностей каждого ребенка с различными образовательными возможностями и потребностями, обеспечивают формирование устойчивой мотивации детей, выявление способностей каждого ребенка. |
2.4. Раздел «Этапы и контрольные точки» включает информацию об этапах и контрольных точках из расчета не менее 2-6 в год равномерно распределенных в течение года.
Указываются обязательные этапы «Паспорт проекта утвержден», «Проект подготовлен (Подготовлен сводный план проекта)» и «Проект завершен (Подготовлен итоговый отчет о реализации проекта)».
Контрольная точка фиксирует факт получения результата или достижения показателя проекта. Контрольные точки формулируются в форме завершенного действия (создано, утверждено и пр.). В графе «Срок» указывается плановая дата в формате «ДД.ММ.ГГГГ» к которой контрольная точка будет выполнена; в графе «Тип» указывается тип контрольной точки (завершение этапа, контрольная точка результата, контрольная точка показателя).
Контрольные точки рекомендуется сортировать по дате наступления в пределах этапа проекта.
Пример контрольной точки:
создан муниципальный опорный центр
разработано положение (приказ и т.п.)
2.5. Раздел «Бюджет проекта» содержит информацию об объеме требуемого для реализации проекта финансового обеспечения и источников финансирования по годам реализации проекта.
Распределение объема финансовых средств по годам реализации проекта осуществляется в соответствии со сроками выполнения мероприятий проекта и создания результатов проекта.
В качестве бюджетных источников реализации проекта, при наличии, указываются расходы бюджета Воронежской области, местных бюджетов органов местного самоуправления, расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
К внебюджетным источникам финансирования проекта, при наличии, относятся средства инвесторов, организаций, фондов и прочие средства, неотраженные в бюджетах органов государственной власти всех уровней.
Объемы расходов указываются по годам в тыс. рублей, до двух знаков после запятой.
2.6. Раздел «Ключевые риски и возможности». Рекомендуется приводить краткое описание 3-5 ключевых рисков и возможностей с отражением негативных последствий от наступления риска, а также вероятных позитивных эффектов от ключевых возможностей, включая влияние на показатели проекта. Также указывается перечень мероприятий и мер, которые будут способствовать предупреждению наступления риска, и мероприятий, которые будут способствовать реализации ключевых возможностей.
Формулировка риска должна содержать описание негативных последствий от его наступления, описание факторов или событий, вызывающих возникновение риска (рисковое событие), а также причину их появления.
Пример риска:
№ п./п. | Наименование риска / возможности | Мероприятия по предупреждению риска /Реализации возможности |
Предполагаемый в соответствии с демографическим прогнозом сдвиг возрастной структуры детей в сторону старших школьных возрастов и неготовность содержания образовательных программ и педагогических кадров к переключению на работу с этими возрастными категориями | Расширение предложения дополнительных общеобразовательных программ и повышение их доступности для детей старших школьных возрастов. | |
2. | Разрыв в качестве результатов задач проекта между городскими и сельскими территориями в том числе, неравных условий для реализации современных программ дополнительного образования, недостаточных кадровых, финансовых и иных ресурсных условий | Развитие системы наставничества молодых педагогов со стороны опытных работников. Стимулирование механизмов государственно-частного и социального партнерства и привлечения частных инвестиций в развитие сектора дополнительного образования детей |
3. | Повышение уровня удовлетворенности населения дополнительным образованием детей. | Развитие открытых информационных электронных ресурсов о системе дополнительного образования. |
4. | Отсутствие достаточных стимулов для прихода молодых кадров на работу в сферу дополнительного образования детей | Адресные меры материальной и нематериальной поддержки, в том числе, повышение заработной платы педагогов дополнительного образования детей, участие в профессиональных конкурсах. |
2.7. Раздел «Описание проекта» содержит следующую информацию:
«Связь с государственными программами Российской Федерации и государственными программами Воронежской области». Приводится перечень (наименования) государственных программ с указанием соответствующих подпрограмм и основных мероприятий государственных программ, в рамках которых реализуются или планируются к реализации мероприятия, включенные или планируемые к включению в проект полностью или частично.
В перечне государственных программ необходимо указывать реквизиты нормативных правовых актов, которыми утверждены соответствующие государственные программы.
Пример:
Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования” на 2013 – 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской от 15 апреля 2014 г. № 295,Подпрограмма 2 “Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей”
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497;задача 3 “Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей”;Мероприятие 3.5 «Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для обучающихся»
Государственная программа Воронежской области “Развитие образования”, подпрограмма 3: “Развитие дополнительного образования, воспитания», мероприятие 1 Развитие инфраструктуры и обновление содержания дополнительного образования детей.;
«Взаимосвязь с другими проектами и программами». Указывается перечень проектов и программ, прямо или косвенно оказывающих влияние на реализацию проекта, а также проектов и программ, на которые оказывает влияние реализация проекта. С данными проектами и программами осуществляется координации действий в ходе реализации проекта;
«Формальные основания для инициации». Указывается связь проекта с официальными документами, содержащими прямые или косвенные основания для инициации и последующей реализации проекта.
При заполнении графы необходимо указывать реквизиты соответствующих официальных документов.
Пример: Проект направлен на достижение цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599, в части увеличения охвата детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам.
Реализация проекта способствует достижению стратегически значимых задач Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 г.) и следующим документам:
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;
Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30ноября 2016 г. № 11
Концепция развития дополнительного образования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.;
«Дополнительная информация». Рекомендуется приводить иные мероприятия и результаты, которые не планируется выполнять и достигать в ходе реализации проекта. Также рекомендуется приводить описание факторов, существенным образом влияющих на работу команды проекта и реализацию проекта в целом (ограничения).
Отдельно указываются факторы и условия (предположения), принимаемые в качестве исходных данных для реализации проекта, а также условия, в рамках которых цели и показатели проекта будут достижимы.
Пример:
1. Отсутствие финансирования по проекту не позволит принять участие муниципального образования в конкурсе на получение дополнительных средств из федерального и областного бюджета на создание и оснащение муниципального опорного центра и реализации проектов “Индустриальная школа” и “Естественно-научный детский университет”, “Возвращение к истокам” региональных и Всероссийских мероприятиях.
2. Предположениями проекта являются:
цель проекта достижима при сохранении уровня финансирования по соответствующей муниципальной программе.
Приложение 1 к методическим
рекомендациям по подготовке
паспорта проекта
Форма паспорта проекта
ПАСПОРТ
проекта
<Наименование проекта>
- Основные положения
Наименование направления | |
Краткое наименование проекта | |
Срок начала и окончания проекта | |
Куратор проекта | |
Старшее должностное лицо (СДЛ) | |
Руководитель проекта | |
Исполнители и соисполнители мероприятий проекта | |
Разработчик паспорта проекта |
- Содержание проекта
Цель проекта | ||||||||
Показатели проекта и их значения по годам | Показатель | Тип показателя(основной, аналитический, показатель второго уровня) | Базовое значение | Период, год | ||||
2018 | 2019 | 2020 | 2025 | |||||
Результат проекта | ||||||||
Описание модели функционирования результатов проекта |
- Этапы и контрольные точки
№ п./п. | Наименование | Тип (завершение этапа / контрольная точка результата / контрольная точка показателя) | Срок |
- Бюджет проекта
Источники финансирования | Годы реализации | |||||
Бюджетные источники, тыс. руб. | Бюджет Воронежской области | 2018 | 2019 | 2020-… | Всего | |
Местные бюджеты органов местного самоуправления | ||||||
Внебюджетные источники, тыс. руб. | ||||||
Итого |
- Ключевые риски и возможности
№ п./п. | Наименование риска / возможности | Мероприятия по предупреждению риска /Реализации возможности |
- Описание проекта
Связь с государственными программами Российской Федерации и государственными программами Воронежской области | |
Взаимосвязь другими проектами и программами | |
Формальные основания для реализации | |
Дополнительная информация |