2023 год указом президента объявлен Годом педагога и наставника. Региональный центр «Орион» запустил новую рубрику #НашиПедагогиВРН, в которой рассказывается о лучших педагогах региона.

Каждую пятницу мы публикуем новое интервью с лучшими из лучших. С теми, кто готовит ребят к олимпиадам, проводит увлекательные занятия по дополнительным программам, помогает выигрывать в областных и Всероссийских конкурсах.

Сегодняшнее интервью с с педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории центра развития творчества детей и юношества “Крылатый”, руководителем “Образцового коллектива” – вокального ансамбля “Карнавал” Натальей ШЕДОГУБОВОЙ.

Помимо этого, Наталья Андреевна – композитор, автор-исполнитель и член Российского авторского общества г. Москва. Награждена медалью “За заслуги в области культуры и искусства”, орденом “За Благие дела”.

Обучающиеся коллектива являются обладателями Гран-При районных, городских, областных, всероссийских и международных конкурсов России и Зарубежья. Уже 17 обучающихся Натальи Андреевны являются лауреатами премии правительства Воронежской области за особые достижение в области культуры и искусства. Ребята становятся участниками профильных смен в центре по работе с высокомотивированными детьми «Солнышко в Репном», Всероссийского детского центра «Артек».

Наталья Андреевна, как вы понимаете выражение «педагог-наставник»?

  • Для меня это – специалист, который помогает ученикам развиваться и расти, передавая им знания и опыт в конкретной области. Он не только обучает, но и формирует личность ученика, помогает ему определить свои цели и задачи, найти свой жизненный путь.

Какого педагога можно считать профессионалом своего дела?

  • Профессионал своего дела знает предмет, который преподает. Умеет адаптировать материал к уровню знаний и возрасту учеников. Обладает навыками педагогической диагностики и оценки знаний своих воспитанников. Успешно работает с разными типами личностей (при этом учитывает индивидуальные особенности каждого ученика). Планирует и организует учебный процесс. Умеет использовать различные методы обучения и применять инновационные технологии в образовании. Выстраивает доверительные отношения с учениками и их родителями. Стремится к постоянному самосовершенствованию и профессиональному развитию.

Что сложнее – быть педагогом или быть наставником?

  • Как и в любой профессии, сложность зависит от индивидуальных особенностей человека. Быть наставником – это еще более ответственно и внимательно относиться к личности ученика. Ведь наставник работает над формированием его характера и мировоззрения. Также наставник должен иметь более глубокие знания в определенной области, чтобы передать их ученику. Однако, и педагог должен быть высокой квалификации и уметь работать с людьми разных возрастов и характеров.

Каким должен быть современный педагог?

  • Время не стоит на месте, педагог должен сам постоянно учиться. Чтобы быть востребованным и интересным детям, необходимо постоянно развиваться – совершенствовать свои профессиональные качества, применять новые методики, обмениваться опытом с коллегами. Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь! И сделать это может только тот, кто сам горит!

Почему Вы решили стать педагогом? А если не педагогом, то кем бы стали?

  • Моя бабушка была певицей, мама педагог, а дядя поэт. А кем суждено было быть мне? По вечерам я очень любила смотреть балет и танцевала даже тогда, когда телевизор был уже выключен. На вопрос, как ты танцуешь, если нет музыки? Я отвечала, что музыка живет у меня внутри, я чувствую ее ритм. Возможно, именно поэтому родители и решили отдать меня в музыкальную школу. На тот момент мне было 6 лет и я занималась в авторской студии «Опус». Уже в 15 лет написала свою первую песню («Баллада о матери»). Затем окончила с отличием Воронежское музыкальное училище. После него – Воронежский Государственный Педагогический Университет (факультет искусств и художественного образования). Все это время я продолжала писать песни . На каждом этапе жизни появлялись разные картинки. И при определенном повороте судьбы может сложиться неповторимый рисунок. Первый поворот судьбы. Я – автор – исполнитель. Стала членом Российского Авторского Общества город Москва. К тому времени была лауреатом различных фестивалей и конкурсов. Но мне хотелось большего. И встал вопрос. Стать учителем музыки в школе? Продолжить творчество и сделать сольную карьеру? А может быть учить других тому, что умею сама? В пестром калейдоскопе профессий ведущее место (и это неоспоримо) занимает профессия педагога. Второй поворот судьбы. Учитель музыки в школе. Работа с детьми дала мне ощущение, что мир безграничен. Я могла делиться с ними своими знаниями и умениями. Это мне нравилось. Но я продолжала искать себя. Третий поворот судьбы. Наконец, любовь к детям и искусству привели меня к решению. Так я стала педагогом дополнительного образования.

Назовите три главных принципа Вашей работы.

  • Принцип выстраивания доверительных отношений с учениками, привлечение родителей к творческой деятельности, создание прекрасного.

Как можно заинтересовать ребенка и мотивировать его познавательную активность?

  • «Сперва любить – потом учить». Каждый ребенок приходит на занятия, прежде всего за счастьем, в ожидании праздника. И разочаровать его я не могу … Ведь когда-то я тоже была таким же ребенком, застенчивой девочкой, которая ждала маленького чуда.

Какая модель общения с обучающимися Вам ближе? Почему?

  • Совместное созидание.

Что самое трудное в Вашей профессии?

  • Расставаться с выпускниками.

В чем заключается призвание педагога?

  • Творчество помогает реализоваться мне, а я помогаю найти себя другим. Педагог для меня – это не профессия, это мое жизненное состояние. Я живу возможностью творить!

Поделитесь Вашей профессиональной мечтой.

  • Хочу, чтобы каждый ученик нашел свое призвание.