Региональный центр «Орион» запустил новую рубрику #НашиПедагогиВРН, в которой рассказывается о лучших педагогах региона.
Сегодняшнее интервью с педагогом дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества «Спутник», победителем конкурса «Педагог дополнительного образования Воронежской области» в физкультурно-спортивной номинации-2023 Арманом ЗИРОЯНОМ.
Арман Ваганович выделяет следующие наиболее важные свои достижения:
- действующий Чемпион мира по Восточному боевому единоборству,
- многократный победитель и призёр Чемпионатов и Кубков России,
- победитель Международных соревнований,
- член национальной Сборной России по Восточному боевому единоборству,
- Мастер спорта России,
- победитель конкурса «Спортсмен года в Воронежской области»,
- обладатель Чёрного пояса (3 дан),
- тренер высшей категории,
- один из тренеров сборной команды Воронежской области,
- один из председателей оргкомитета соревнований различного ранга, проводимых на территории Воронежской области,
- победитель конкурса «Молодёжный лидер года Воронежской области».
Арман Ваганович, как Вы понимаете выражение «педагог-наставник»?
— Педагог-наставник это тот человек, который не только проводит занятия с обучающимися, но по жизни идёт рядом с ними, направляя их, поддерживая и мотивируя к достижению поставленных целей. Он помогает преодолеть трудности, решить сложные вопросы, его воспитанники ощущают себя в безопасности, чувствуют заботу и внимание, находясь рядом. Педагог-наставник очень внимательно и трепетно относится к каждой проблеме, с которой к нему обращаются его обучающиеся. Этот тот человек, которому можно доверять, который предан своему любимому делу и своим ученикам. Он умеет находить подход к разным детям, своими действиями и словами помогает им осуществить мечту, быть нужным и полезным современному обществу.
Какого педагога можно считать профессионалом своего дела?
— Профессионалом своего дела можно считать того педагога, который осознаёт ответственность за будущее каждого маленького подопечного. Это педагог, у которого низкие показатели текучести контингента обучающихся, к которому стремятся попасть на занятия по рекомендациям, а не из-за рекламы.
У такого человека высокие показатели результативности воспитанников, сплочённый коллектив занимающихся, в котором присутствует сильный командный дух. Этот человек имеет уважение и авторитет среди коллег, воспитанников и их родителей.
Профессионалом своего дела можно считать того педагога, который не называет свое любимое занятие «работой».
Кем, по Вашему мнению, быть сложнее: педагогом или наставником?
— Для меня это равнозначные слова, являющиеся синонимами. Педагог=наставник – преподаватель на занятиях, а вне занятий – друг! Если ты любишь то, чем занимаешься, то совсем неуместно слово «сложнее».
Каким должен быть современный педагог?
— Современный педагог должен быть харизматичным, креативным, обладать хорошим чувством юмора, иметь высокую долю самоиронии и не бояться шутить на занятиях. Это человек с приятной и сильной энергетикой, который всегда делится ею со своими воспитанниками, зажигая тем самым их внутренний огонёк и вызывая желание лететь вперед! Он не боится рисковать и экспериментировать. Его поведение и отношение с окружающим миром – пример для тех, кого он обучает. Это очень трепетный и эмпатичный человек, который чувствует состояние своих учащихся. Современный педагог – это не профессия. Это отдушина…
Арман Ваганович, Почему Вы решили стать педагогом? А если не педагогом, кем бы стали?
— Я решил стать педагогом, когда мой тренер был вынужден прекратить занятия с нами и уехать, доверив мне юных спортсменов. Я понимал, как им было сложно расстаться с нашим наставником и не мог их оставить, хотел, чтобы они продолжали свой большой путь в мире спорта. Если не педагогом, то, думаю, что стал бы пилотом гражданской авиации. Это моё любимое хобби. Много читаю, смотрю и изучаю о гражданской авиации, иногда получается пообщаться с пилотами и работниками этой сферы.
Меня привлекает та ответственность, которую несут пилоты! Мне удалось полетать на авиатренажёре, теперь мечтаю сесть за штурвал настоящего большого самолёта.
Назовите три главных принципа Вашей работы.
— Искренность! Справедливость! Максимализм!
Как можно заинтересовать ребёнка и мотивировать его познавательную активность?
— Нужно строить занятия так, чтобы был соревновательный эффект, не бояться хвалить воспитанников, уделять внимание каждому, удерживать интерес аудитории как голосом, так и эмоционально.
Большое внимание следует уделить внеурочной деятельности: посещение квестов, кинотеатров, развлекательных шоу, концертов, спортивных мероприятий, что усиливает мотивацию.
Необходимо заранее прописывать план занятия, уметь внедрять актуальные игровые модели и оставлять время на общение и обратную связь со своими воспитанниками. Периодически устраивать занятия, во время которых обучающиеся будут стремиться завоевать какой-либо приз! Для того, чтобы ребёнку было интересно, необходимо уметь абстрагироваться от внешнего мира и проблем, связанных с ним. Надевая кимоно, мы стараемся забыть обо всём и полностью отдаться занятию, тогда это имеет максимальный эффект. Если ты заряжен, то от тебя заряжаются окружающие, как бы они не сопротивлялись:)
Арман Ваганович, какая модель общения с обучающимися Вам ближе? Почему?
— Мне ближе всего диалогическая модель общения с обучающимися. Она позволяет раскрыть их потенциал, дети не боятся высказывать своё мнение, задавать вопросы, предлагать какие-то новые формы и методы. Такая модель создаёт комфортную и приятную атмосферу на занятиях, что позволяет избежать зажатости, страха допущения ошибок или неточностей.
Что самое трудное в Вашей профессии?
— Самое трудное – момент, когда узнаёшь, что твой воспитанник по тем или иным причинам не может больше продолжать занятия. Мне небезразлична судьба моих учеников вне зависимости от их возраста и опыта в спортивной деятельности.
Очень больно переживаю пропуски занятий обучающимися и их уходы…
Какая книга произвела на Вас самое сильное впечатление в жизни? И почему Вы рекомендовали бы её прочесть?
— Мне очень нравится роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Повесть актуальна во все времена, мне нравится то, что она говорит о том, как жить людям в мире, она о взаимодействии людей, об отношении друг к другу, о любви и разочарованиях. О разных эмоциях, которыми мы живём. Я бы хотел привести несколько цитат из романа, которые запомнились мне больше всего, они дают повод задуматься о многом: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость»; «Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать»; «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Как избежать профессионального выгорания?
— Нужно иметь различные интересы, развиваться не только в педагогике, но и других сферах нашей жизни. Стараться расти самому, добиваться каких-то результатов, обмениваться опытом с коллегами. Иметь хорошее окружение, которое в нужный момент даст необходимый импульс к дальнейшему движению.
Мне помогает то, что я стараюсь интересоваться всем: спорт, автомобили, самолёты, политика, искусство, активный отдых. Кроме того, я получаю огромное удовольствие, когда у моих воспитанников что-то получается и они добиваются высот. Мне помогает конкуренция среди коллег, не позволяет расслабляться ни на секунду. И, конечно же, осознание ответственности за судьбы маленьких чемпионов.
В чём заключается призвание педагога?
— Создавать бриллианты, которые будут примером для окружающих!
Напоследок, Арман Ваганович, поделитесь Вашей профессиональной мечтой.
— Мечтаю, чтобы мои обучающиеся выиграли Чемпионат мира и продолжали то дело, которое продолжаем мы. Чтобы каждый из них нашел себя в жизни и у них не было ощущения, что они «работают».
Среди воспитанников Армана Зирояна:
- множество победителей и призёров международных соревнований, Чемпионатов и Первенств России, Всероссийских соревнований, областных, городских, районных первенств,
- 11 Кандидатов в Мастера спорта России,
- одна обладательница Чёрного пояса,
- 5 кандидатов на Чёрный пояс,
- 5 членов Сборной команды России,
- 33 члена сборной команды области.