Региональный центр «Орион» запустил новую рубрику #НашиПедагогиВРН, в которой рассказывается о лучших педагогах региона.

Сегодняшнее интервью с педагогом дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества «Спутник», победителем конкурса «Педагог дополнительного образования Воронежской области» в физкультурно-спортивной номинации-2023 Арманом ЗИРОЯНОМ.

Арман Ваганович выделяет следующие наиболее важные свои достижения:

  • действующий Чемпион мира по Восточному боевому единоборству,
  • многократный победитель и призёр Чемпионатов и Кубков России,
  • победитель Международных соревнований,
  • член национальной Сборной России по Восточному боевому единоборству,
  • Мастер спорта России,
  • победитель конкурса «Спортсмен года в Воронежской области»,
  • обладатель Чёрного пояса (3 дан),
  • тренер высшей категории,
  • один из тренеров сборной команды Воронежской области,
  • один из председателей оргкомитета соревнований различного ранга, проводимых на территории Воронежской области,
  • победитель конкурса «Молодёжный лидер года Воронежской области».
«Мечтаю, чтобы мои обучающиеся выиграли Чемпионат мира», изображение №1

Арман Ваганович, как Вы понимаете выражение «педагог-наставник»?

— Педагог-наставник это тот человек, который не только проводит занятия с обучающимися, но по жизни идёт рядом с ними, направляя их, поддерживая и мотивируя к достижению поставленных целей. Он помогает преодолеть трудности, решить сложные вопросы, его воспитанники ощущают себя в безопасности, чувствуют заботу и внимание, находясь рядом. Педагог-наставник очень внимательно и трепетно относится к каждой проблеме, с которой к нему обращаются его обучающиеся. Этот тот человек, которому можно доверять, который предан своему любимому делу и своим ученикам. Он умеет находить подход к разным детям, своими действиями и словами помогает им осуществить мечту, быть нужным и полезным современному обществу.

Какого педагога можно считать профессионалом своего дела?

— Профессионалом своего дела можно считать того педагога, который осознаёт ответственность за будущее каждого маленького подопечного. Это педагог, у которого низкие показатели текучести контингента обучающихся, к которому стремятся попасть на занятия по рекомендациям, а не из-за рекламы.

У такого человека высокие показатели результативности воспитанников, сплочённый коллектив занимающихся, в котором присутствует сильный командный дух. Этот человек имеет уважение и авторитет среди коллег, воспитанников и их родителей.

Профессионалом своего дела можно считать того педагога, который не называет свое любимое занятие «работой».

«Мечтаю, чтобы мои обучающиеся выиграли Чемпионат мира», изображение №2

Кем, по Вашему мнению, быть сложнее: педагогом или наставником?

— Для меня это равнозначные слова, являющиеся синонимами. Педагог=наставник – преподаватель на занятиях, а вне занятий – друг! Если ты любишь то, чем занимаешься, то совсем неуместно слово «сложнее».

Каким должен быть современный педагог?

— Современный педагог должен быть харизматичным, креативным, обладать хорошим чувством юмора, иметь высокую долю самоиронии и не бояться шутить на занятиях. Это человек с приятной и сильной энергетикой, который всегда делится ею со своими воспитанниками, зажигая тем самым их внутренний огонёк и вызывая желание лететь вперед! Он не боится рисковать и экспериментировать. Его поведение и отношение с окружающим миром – пример для тех, кого он обучает. Это очень трепетный и эмпатичный человек, который чувствует состояние своих учащихся. Современный педагог – это не профессия. Это отдушина…

«Мечтаю, чтобы мои обучающиеся выиграли Чемпионат мира», изображение №3

Арман Ваганович, Почему Вы решили стать педагогом? А если не педагогом, кем бы стали?

— Я решил стать педагогом, когда мой тренер был вынужден прекратить занятия с нами и уехать, доверив мне юных спортсменов. Я понимал, как им было сложно расстаться с нашим наставником и не мог их оставить, хотел, чтобы они продолжали свой большой путь в мире спорта. Если не педагогом, то, думаю, что стал бы пилотом гражданской авиации. Это моё любимое хобби. Много читаю, смотрю и изучаю о гражданской авиации, иногда получается пообщаться с пилотами и работниками этой сферы.

Меня привлекает та ответственность, которую несут пилоты! Мне удалось полетать на авиатренажёре, теперь мечтаю сесть за штурвал настоящего большого самолёта.

Назовите три главных принципа Вашей работы.

— Искренность! Справедливость! Максимализм!

Как можно заинтересовать ребёнка и мотивировать его познавательную активность?

— Нужно строить занятия так, чтобы был соревновательный эффект, не бояться хвалить воспитанников, уделять внимание каждому, удерживать интерес аудитории как голосом, так и эмоционально.

Большое внимание следует уделить внеурочной деятельности: посещение квестов, кинотеатров, развлекательных шоу, концертов, спортивных мероприятий, что усиливает мотивацию.

Необходимо заранее прописывать план занятия, уметь внедрять актуальные игровые модели и оставлять время на общение и обратную связь со своими воспитанниками. Периодически устраивать занятия, во время которых обучающиеся будут стремиться завоевать какой-либо приз! Для того, чтобы ребёнку было интересно, необходимо уметь абстрагироваться от внешнего мира и проблем, связанных с ним. Надевая кимоно, мы стараемся забыть обо всём и полностью отдаться занятию, тогда это имеет максимальный эффект. Если ты заряжен, то от тебя заряжаются окружающие, как бы они не сопротивлялись:)

«Мечтаю, чтобы мои обучающиеся выиграли Чемпионат мира», изображение №4

Арман Ваганович, какая модель общения с обучающимися Вам ближе? Почему?

— Мне ближе всего диалогическая модель общения с обучающимися. Она позволяет раскрыть их потенциал, дети не боятся высказывать своё мнение, задавать вопросы, предлагать какие-то новые формы и методы. Такая модель создаёт комфортную и приятную атмосферу на занятиях, что позволяет избежать зажатости, страха допущения ошибок или неточностей.

Что самое трудное в Вашей профессии?

— Самое трудное – момент, когда узнаёшь, что твой воспитанник по тем или иным причинам не может больше продолжать занятия. Мне небезразлична судьба моих учеников вне зависимости от их возраста и опыта в спортивной деятельности.

Очень больно переживаю пропуски занятий обучающимися и их уходы…

«Мечтаю, чтобы мои обучающиеся выиграли Чемпионат мира», изображение №5

Какая книга произвела на Вас самое сильное впечатление в жизни? И почему Вы рекомендовали бы её прочесть?

— Мне очень нравится роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Повесть актуальна во все времена, мне нравится то, что она говорит о том, как жить людям в мире, она о взаимодействии людей, об отношении друг к другу, о любви и разочарованиях. О разных эмоциях, которыми мы живём. Я бы хотел привести несколько цитат из романа, которые запомнились мне больше всего, они дают повод задуматься о многом: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость»; «Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать»; «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Как избежать профессионального выгорания?

— Нужно иметь различные интересы, развиваться не только в педагогике, но и других сферах нашей жизни. Стараться расти самому, добиваться каких-то результатов, обмениваться опытом с коллегами. Иметь хорошее окружение, которое в нужный момент даст необходимый импульс к дальнейшему движению.

Мне помогает то, что я стараюсь интересоваться всем: спорт, автомобили, самолёты, политика, искусство, активный отдых. Кроме того, я получаю огромное удовольствие, когда у моих воспитанников что-то получается и они добиваются высот. Мне помогает конкуренция среди коллег, не позволяет расслабляться ни на секунду. И, конечно же, осознание ответственности за судьбы маленьких чемпионов.

«Мечтаю, чтобы мои обучающиеся выиграли Чемпионат мира», изображение №6

В чём заключается призвание педагога?

— Создавать бриллианты, которые будут примером для окружающих!

Напоследок, Арман Ваганович, поделитесь Вашей профессиональной мечтой.

— Мечтаю, чтобы мои обучающиеся выиграли Чемпионат мира и продолжали то дело, которое продолжаем мы. Чтобы каждый из них нашел себя в жизни и у них не было ощущения, что они «работают».

Среди воспитанников Армана Зирояна:

  • множество победителей и призёров международных соревнований, Чемпионатов и Первенств России, Всероссийских соревнований, областных, городских, районных первенств,
  • 11 Кандидатов в Мастера спорта России,
  • одна обладательница Чёрного пояса,
  • 5 кандидатов на Чёрный пояс,
  • 5 членов Сборной команды России,
  • 33 члена сборной команды области.
«Мечтаю, чтобы мои обучающиеся выиграли Чемпионат мира», изображение №7