Сегодняшнее интервью с лучшим педагогом-наставником 2022 года, педагогом дополнительного образования Дома детства и юношества г. Россоши, учителем истории, советником директора по воспитанию Подгоренского лицея имени Н.А. Белозорова Михаилом ОВЧАРЕНКО.
Кроме того, Михаил Викторович:
– призер муниципального этапа конкурса “Учитель года-2009”
– лауреат Премии “Талантливая молодежь Воронежской области”, 2013
– лауреат премии общественно-государственного признания Воронежской области “Добронежец”, 2016
– победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Воронежской области, 2019
-победитель конкурса на присуждение Именных стипендий Русского географического общества в номинации “За успехи в общественной деятельности”
Михаил Викторович, как Вы понимаете выражение «педагог-наставник»?
- Педагог-наставник – это прежде всего пример для подражания и ориентир в жизни, который не только учит детей новым знаниям и навыкам, но дает им направление для дальнейшего становления и саморазвития. Настоящий наставник не столько обучает, он формирует личность ребенка, помогает ему определить свои цели и задачи, идти к своей мечте и добиваться ее, несмотря на все сложности этого пути.
Какого педагога можно считать профессионалом своего дела?
- Главное в работе педагога – не только знание своего предмета, но и умение любить детей, верить в каждого из них. Важно быть не только учителем, но и другом. Все трудности, неприятности, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников. Их радостные приветствия, улыбки и смех заставляют забыть обо всём, пробуждают силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а становились всё сильнее и ярче.
Что сложнее – быть педагогом или быть наставником?
- Педагог-учитель — это работник школы, окончивший педагогический колледж или вуз, который обязан передать учащемуся объем знаний, указанный в программе обучения. Наставник же является примером для подражания, человеком, который влияет на процесс социализации и становления личности ребенка, поэтому статус наставника, несомненно, сложнее по содержанию и более важен для воспитанника.
Каким должен быть современный педагог?
- Я считаю, что современный педагог – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и обладающая высоким нравственным авторитетом. Он должен быть умным, талантливым, любящим детей, добрым и требовательным одновременно, справедливым и сдержанным.
Почему Вы решили стать педагогом? А если не педагогом, то кем бы стали?
- Профессию педагога я выбрал по нескольким причинам. Во-первых, мой отец — настоящий учитель со стажем 42 года работы в школе. На его примере я увидел, насколько это здорово — быть учителем. Во вторых, учить детей – это приносить пользу моей стране, моей России. В-третьих, я люблю видеть, как зажигаются глаза детей от познания тайн окружающего мира. Как ребята достигают то, что недавно казалось несбыточной мечтой. Вот это все позволяет быть с ними на одной волне и оставаться “вечно молодым”. О другой сфере профессиональной деятельности никогда даже не задумывался. Работа с детьми настолько увлекательна и полна трудностей и новых открытий, что попросту некогда задуматься о том, что могло бы все в жизни сложиться иначе.
Назовите три главных принципа Вашей работы.
- Применять не словесный, а деятельный характер обучения и воспитания.
- Истину не диктовать, а стараться выяснить в открытом и честном сопоставлении позиции, аргументов, фактов, а главное, проверять практикой.
- Учить тому, что сам хорошо делаешь и всегда держать воедино мысль, слово и дело.
Как можно заинтересовать ребенка и мотивировать его познавательную активность?
- Задача каждого педагога, чтобы каждый ученик овладел базовыми навыками предмета, а для этого необходимо использовать современные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование информационных технологий и интернет – ресурсов.
Какая модель общения с обучающимися Вам ближе? Почему?
- Наиболее продуктивным я вижу демократический стиль общения. Он позволяет приблизить педагога к детям, тем самым вызывая доверительные отношения. Педагог начинает принимать активное участие в жизни детей. А они, имея хорошее расположение к педагогу, с большей вероятностью захотят обучаться. Но стоит подметить, что отрицать необходимость дисциплины на уроках или рамок в общении не стоит. Идеальный педагог является не другом или добрым взрослым, а в первую очередь наставником, человеком, который руководит коллективом.
Что самое трудное в Вашей профессии?
- На мой взгляд, самое важное и, возможно, трудное в профессии учителя – быть педагогом. Ведь давать знания по определенному предмету – это только полдела. Необходим контакт с детьми на уровне психолога-воспитателя. От того, что мы вкладываем в воспитательный процесс, зависит то, кем, в конечном счете, станут наши дети. А они должны сформироваться не только в профессионалов своего дела, но и стать полноценными, всесторонне развитыми личностями.
Какая книга произвела на Вас самое сильное впечатление в жизни? И почему Вы рекомендовали бы ее прочесть?
- “Призрачно все в этом мире бушующем…” – это конечно о книге “Земля Санникова”, о том как бороться и искать, найти и не сдаваться, и, наконец о том, что нужные книги ты в детстве читал. Ведь ее автор, Владимир Афанасьевич Обручев, был необычным человеком и учёным. Дожив до 93 лет, исколесив Сибирь, Центральную и Среднюю Азию, покорив ледники, горы и пустыни, он оставался “Бомбой” до самого конца. Именно так его всегда называли, за неуемность – печатал, сочинял, систематизировал, не слушал врачей, которые ему все запрещали. И написал перечень задач для ученых третьего тысячелетия. Вот именно такой нескучной и полезной для страны жизни я желаю своим ученикам.
Как избежать профессионального выгорания?
- Важно находить поддержку среди коллег: просить помощи, когда нужно, и помогать самому. Помнить об идее, с которой педагог пришел работать в школу. Ведь учитель, как и врач – это миссия. Не гнаться за деньгами. Столичные учителя получают хорошую зарплату, но это не повод идти в профессию. Если мотивируют только финансовые возможности, выгорание может наступить очень быстро. Важно выстроить личные границы. Когда начинаешь анализировать свое состояние и “дружить” с самим собой, вероятность выгорания меньше. Строить работу на основе равенства с учениками. Маркер выгорания – когда учитель перестает воспринимать учеников как отдельных личностей, а беспокоится только о том, сделано ли домашнее задание.
В чем заключается призвание педагога?
- Я думаю, педагог – это профессия и призвание! Я не случайно объединяю оба эти слова. Разграничить их – это как попытаться определить, какая из сторон медали важнее.
Поделитесь Вашей профессиональной мечтой.
- Любой педагог мечтает об успешном ученике, который развивается, который независимо от своих способностей хочет учиться, хочет творить и в последующем станет достойным гражданином страны. Без разницы, кто он будет — слесарь или врач – если он не остаётся на одном и том же уровне, творчески и профессионально преобразится, а потом вложит силы в своих детей и в процветание России. Ну и конечно же, хотелось бы, чтобы кто-то из моих учеников продолжил мои начинания и стал настоящим наставником для новых поколений юных россиян.