Сегодняшнее интервью с педагогом дополнительного образования Детского спортивно-образовательного центра (г. Воронеж) Валентиной ЧЕРНЫШОВОЙ.
Валентина Николаевна руководит тремя студиями:
“Линия и цвет” (изобразительное искусство в рамках проекта “Успех каждого ребёнка”),
“Юные музееведы” (основы музейного дела),
“Лигатура” (древнерусская каллиграфия).

«Мечтаю создать пространство творческой дружбы», изображение №1

Как Вы понимаете выражение «педагог-наставник»?

  • Педагог-наставник – это тот, кто, обладая большим багажом знаний и умений в своей области, а также имея богатый опыт профессиональной, в том числе и творческой, деятельности, готов всем этим делиться, готов быть примером для других.

Какого педагога можно считать профессионалом своего дела?

  • На мой взгляд, профессиональном своего дела можно считать такого педагога, который опирается на труды своих предшественников, хорошо знает и любит предмет, не боится решать сложные задачи и находить ответы, совершая открытия.

Что сложнее – быть педагогом или быть наставником?

  • Думаю, и в той, и в другой деятельности есть свои сложности. Педагог зачастую работает с большим потоком детей. Наставничество же требует большей глубины общения. Быть наставником для молодых педагогов – ещё более ответственная роль. Здесь необходимо быть уверенным в своих педагогических идеях, которые могут найти продолжение в работе следующего поколения учителей.
«Мечтаю создать пространство творческой дружбы», изображение №2

Каким должен быть современный педагог?

  • Современный педагог должен стойко переносить любые неожиданности, но при этом быть в меру гибким. Точно знать направление своего педагогического пути, но быть готовым к экспериментам и инновациям. Владеть основами, но и находить время интересоваться новостями в своей сфере. Однако одной из самых важных черт педагога на сегодняшний день, по моему мнению, является эмпатия. Современные дети живут в перенасыщенном информационном мире, ежедневно видят множество образов и легко теряются в этом потоке. Педагогу сейчас, наверное, как никогда раньше, стоит быть не только учителем, но и человеком, способным увидеть чужие переживания, выслушать, поддержать веру в свои силы и самого себя.

Почему Вы решили стать педагогом? А если не педагогом, то кем бы стали?

  • После первой педагогической практики в университете я поняла, что мне очень нравится работать с детьми, открывать для них новый и интересный мир творчества. Взаимодействие с учениками оказалось для меня легким, весёлым и вдохновляющим. Вторую практику я проходила в том же месте, где училась когда-то сама – Детской художественной школе. Сразу после окончания университета меня приняли в неё работать преподавателем изобразительного искусства. С тех пор это стало моей профессией. В какой-то момент я решила расширить свои педагогические навыки и поступила учиться на музейного педагога, а затем пришла работать в новое учреждение с новыми для себя интересами и целями. Так как я очень люблю разгадывать загадки и головоломки, то, думаю, что где-то в альтернативной вселенной стала криминалистом или ученым-физиком. После школы одновременно с худграфом педагогического университета поступала на физфак ВГУ, но не пошла узнавать результаты, так как определилась с выбором и не хотела себя расстраивать, если всё-таки прошла и туда.
«Мечтаю создать пространство творческой дружбы», изображение №3

Назовите три главных принципа Вашей работы.

  • Искренность, уважение и гуманизм.

Как можно заинтересовать ребенка и мотивировать его познавательную активность?

  • Только личным позитивным примером. Активные и любознательные дети растут рядом только с такими же активными и любознательными взрослыми.

Какая модель общения с обучающимися Вам ближе? Почему?

  • В общении с обучающимися мне ближе экспрессивная модель, направленная на передачу чувств и ощущений, вызов эмоций. Это связано с тем, что я преподаю изобразительное искусство, а переживаемые эмоции – это основа для творческого вдохновения.
«Мечтаю создать пространство творческой дружбы», изображение №4

Что самое трудное в Вашей профессии?

  • Находить баланс между собственными творческими интересами и работой педагога.

Какая книга произвела на Вас самое сильное впечатление в жизни? И почему Вы рекомендовали бы ее прочесть?

  • «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте – книга о сильной героине, которая преодолевает многие жизненные трудности и находит свою любовь.

Как избежать профессионального выгорания?

  • Соблюдать режим сна, уделять внимание здоровью, не забывать про свои хобби, проводить время с семьей и друзьями.
«Мечтаю создать пространство творческой дружбы», изображение №5

В чем заключается призвание педагога?

  • Педагог – это проводник. Его призвание – сопровождать учеников в новые миры.

Поделитесь Вашей профессиональной мечтой.

  • Мечтаю создать пространство творческой дружбы, в котором ученики смогут находить поддержку для своего дальнейшего развития.

Достижения обучающихся:

  • призёр Южно-Российской межрегиональной олимпиады школьников “Архитектура и искусство” – 2019
  • победители областного детского фестиваля “Старая, старая сказка” – 2016, 2022, 2023
  • лауреат премии правительства Воронежской области – 2020
  • ежегодные победители и призёры творческих конкурсов, участники художественных выставок различного уровня
  • участник профильных смен и пленэров для одаренных учащихся