Письмо о направлении методических рекомендаций по реализации программ в сетевой форме

ДЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИпл. им. Ленина, д. 12, г. Воронеж, 394006тел. (473) 212 75 25, 239 06 58 (Ф)ОГРН 1093668028464, ИНН/КПП 3666159487/36660100111.04.2018 № 80-11/3391На №___________________от________________   Заместителям глав
по социальной политике администраций
муниципальных районов Воронежской области  

О направлении

методических рекомендаций

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области для использования в работе направляет методические рекомендации по развитию сетевого взаимодействия по реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.

Приложение: Методические рекомендации на 19 л. в 1 экз.

Временно исполняющий обязанности

руководителя департамента                                                         О.Н. Мосолов

Скоркина

212-75-46Приложениек письму департаментаот 11.04.2018 № 80-11/3391 Методические рекомендациипо развитию сетевого взаимодействияпо реализации дополнительных общеобразовательных программв сетевой формеНастоящие методические рекомендации разработаны на основе:- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);- Постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);- Методических рекомендаций по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ (направлены письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05).1. Общие положенияСетевое взаимодействие образовательных учреждений – совместная скоординированная деятельность субъектов, ориентированная на достижение конкретных согласованных целей.Сетевая форма реализации образовательных программ – возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций (ст.15. Сетевая форма реализации образовательных программ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).В качестве основных аспектов сетевого взаимодействия в образовательной деятельности можно считать:- наличие единого координационного центра;- возможность выстраивания сетевого взаимодействия вокруг совместной образовательной программы (в сетевой форме реализации образовательных программ), при этом каждый из участников вносит вклад в ее реализацию в виде ресурсов;- обучающиеся при разработке или выборе индивидуального образовательного маршрута, оказываются в ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей.В процессе сетевого взаимодействия возникает совместная деятельность образовательных учреждений, в результате которой формируются совместные группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений, т.е. в сетевой форме реализации образовательных программ.«Сетевое взаимодействие» – более широкое понятие, чем «сетевая форма реализации образовательных программ», так как «сетевое взаимодействие» – это модель взаимодействия образовательных организаций, в то время как «сетевая форма реализации образовательных программ» – это особый способ организации образовательного процесса.Образовательные программы, реализация которых проходит в сетевой форме, имеют ряд особенностей:- направленность на создание образовательного пространства, востребованного социумом;- предоставление возможности обучения по индивидуальной образовательной траектории;- направленность на допрофессиональное образование и профессиональный выбор детей;- организация широкой практики за пределами учреждения образования;- направленность на решение задачи успешной социализации обучающихся, освоения ими современных социальных практик.Таким образом, построение сетевого взаимодействия, возникшего по поводу реализации общей образовательной программы в сетевой форме, позволяет обеспечить переход от заказа ребенка к заказу партнерам, при этом предоставляя организации, входящей в сеть, дополнительную возможность собственного развития, формирования источников внебюджетного финансирования, обеспечения занятости педагогов в реализации проектов взаимодействия образовательных организаций.2. Правовое основание реализации дополнительных образовательных программ в сетевой формеФедеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ), а именно статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ», устанавливает, что реализация программ в сетевой форме возможна с другими образовательными организациями, а также с иными организациями, обладающими необходимыми для осуществления образовательной деятельности ресурсами.Реализация образовательных программ в сетевой форме осуществляется на основании:- договора между организациями «О сетевой форме реализации образовательной программы» (примерная форма прилагается);- совместно разработанной и утвержденной образовательной программы.Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. Согласно ч. 4 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, каждая из организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в сетевой форме, должна иметь лицензию на ведение образовательной деятельности по подвиду «Дополнительное образование детей и взрослых».Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» также в качестве обязательного лицензионного требования при реализации образовательных программ в сетевой форме устанавливает наличие договора, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ.При этом договор «О сетевой форме реализации образовательной программы» должен содержать следующие обязательные условия:- вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определённых уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;- статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;- условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;- выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;- срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.Финансирование образовательных программ, реализация которых осуществляется в сетевой форме, определяется финансированием образовательной организации, реализующей данные программы:- финансирование государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования и общеобразовательных организаций на основе государственного (муниципального) задания на принципах нормативного подушевого финансирования;- персонифицированное финансирование (на основе сертификата) организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей, выбранных потребителем;- софинансирование (частично платные услуги) со стороны потребителей, обучающихся по дополнительным образовательным программам;- субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, реализующим проекты в области дополнительного образования.3. Основные модели сетевого взаимодействияВозникающее при реализации образовательных программ в сетевой форме сетевое взаимодействие может быть по-разному выстроено.В качестве основных моделей сетевого взаимодействия выделяют:- концентрированная ресурсная;- концентрированная координационная;- распределенная инструментальная;- распределенная идентичная;- модель цепи.Концентрированная ресурснаяВ качестве центра может выступать либо уже существующее образовательное учреждение, на базе которого аккумулируются все возможные ресурсы, либо вновь организуемый центр.Центральным звеном ресурсной концентрированной модели будет выступать ресурсный центр, к которому могут обратиться все участники сетевого взаимодействия.Предназначение такого центра в том, чтобы аккумулировать и распределять все необходимые ресурсы, (кадровые, информационные, финансовые и т.д.).Концентрирования координационнаяОриентирована на создание регулирующего центра, который будет направлять и координировать деятельность по достижению той цели, ради которой и стало формироваться сетевое взаимодействие.Это – более жесткая структура, поскольку центральный элемент этой сети выступает не просто как «хранитель» ресурсов, доступных всем, но и как управляющий и координирующий субъект той деятельности, ради которой сеть была сформирована. Также возможно создание ассоциации или союза.Распределенная инструментальнаяРесурсный центр как таковой отсутствует, а каждый участник имеет возможность создать свою собственную траекторию жизнедеятельности и развития. В такой модели участники договариваются о сотрудничестве в достижении своих образовательных целей, создавая возможность пользоваться, при необходимости ресурсами друг друга.Инструментальная сеть создается исключительно для обмена ресурсами (любыми) в случае, если каждая в отдельности организация не может решить свои задачи в этом отношении самостоятельно. При этом у каждого участника свои цели и задачи, они несут уникальный ресурс, не дублируя, а дополняя друг друга. Юридически это может быть либо просто система договоров, либо форма простого товарищества.Распределенная идентичнаяИдентичная сеть – создается на основе формулирование общей цели и задач ее участниками на основе совместного использования ресурсов. Основной причиной выбора данной модели сетевого взаимодействия является потребность у основных субъектов образовательной деятельности в формировании единого понимания цели образовательной программы на данной территории и средств ее достижения. Может быть в форме простого товарищества, ассоциации или союза.Модель цепиМодель цепи предполагает, что участники сети последовательно друг за другом участвуют в решение определенной проблемы или достижении какой-то цели.Отличие от всех предшествующих в том, что если там все участники в принципе могут взаимодействовать друг с другом, то здесь цепь взаимодействий четко определена. При этом есть самое первое звено, которое определяет и цель, и желаемых участников и организует деятельность.Модель цепи четко проявляется, если сетевое взаимодействие осуществляться для реализации индивидуального плана учащегося. Может быть в форме простого товарищества или регулироваться системой договоров.4. Организация реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой формеРеализация образовательных программ в сетевой форме требует отдельного регулирования на уровне организации. Поэтому на уровне конкретной организации требуется внесение изменений в устав и другие локальные акты, в том числе и разработка новых. В частности одним из локальных актов может стать положение о реализации образовательных программ в сетевой форме, определяющее порядок сетевого взаимодействия организаций по вопросам кадрового урегулирования, вопросов финансирования и порядок реализации образовательных программ в сетевой форме, в том числе зачет образовательных результатов (примерная форма прилагается).

Примерная форма

ДОГОВОР

о сетевой реализации образовательных программ

г. ______________                                                                          «__»_______________ г.

_____________________________________________________________________________,

                                                                      (наименование организации)

лицензия на осуществление образовательной деятельности от «___» ___________ ____ г., № ____,

выдана____________________, именуем__ в дальнейшем «Сторона 1», в лице

_____________________________________________________________________________,

(должность, Ф.И.О. уполномоченного представителя)

действующего на основании ____________________________________________________,

(документ, подтверждающий полномочия)

с одной стороны, и ____________________________________________________________,

                                                                 (наименование организации)

лицензия на осуществление образовательной деятельности от «___» ____________ ____ г., № ______,

выдана ___________________________, именуем__ в дальнейшем «Сторона 2», в лице_______________________________________________________________________,

(должность, Ф.И.О. уполномоченного представителя)

действующего на основании ____________________________________________________,

(документ, подтверждающий полномочия)

с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий Договор о

нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Предметом договора является взаимодействие Сторон в области подготовки обучающихся _____________________________________________ в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.

1.2. В рамках сетевой формы реализуются следующие образовательные программы: __________________________________________________________________

(вид, уровень и (или) направленность образовательной программы)

1.3. Стороны договариваются о совместном взаимодействии для решения следующих задач:

а) совместная реализация образовательной программы_________________________________________________________(вид, уровень и (или) направленность образовательной программы)

в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами;

б) объединение ресурсов Сторон для повышения качества реализации образовательных программ;

в) расширение доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения за счет реализации образовательных программ в сетевой форме;

г) повышениеэффективностииспользованияматериально-техническойбазыСторон;

д) совершенствование системы профориентационной работы с обучающимися, направленной на формирование технологической культуры, приобретение знаний и практических навыков.

2. Условия и порядок реализации образовательной программы в сетевой форме

2.1. При реализации образовательной программы Сторона 1 использует помещения, лаборатории для проведения учебных занятий, мультимедийное и учебное оборудование Стороны 2.

2.2. Образовательная деятельность осуществляется по учебному плану, разработанному и согласованному Сторонами.

2.3. Образовательная деятельность по реализации образовательной программы осуществляется:

а) с использованием кадровых, информационных, материально-технических и учебно-методических ресурсов Сторон;

б) с применением современных образовательных технологий обучения;

в) в соответствии с совместно разработанными образовательными общеразвивающими программами, графиком, расписанием.

2.4. Стороны несут ответственность за реализацию отдельной части образовательной общеразвивающей программы с соблюдением сроков, предусмотренных графиком или расписанием.

3. Обязательства Сторон

3.1. В рамках сетевой формы реализации образовательных программ Стороны:

3.1.1. Совместно разрабатывают образовательные программы, указанные в п. 1.2 настоящего Договора.

3.1.2. Гарантируют доступ обучающихся, непосредственно участвующих в сетевой форме реализации образовательных программ, к учебно-методическим комплексам, электронным образовательным ресурсам, позволяющим обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.

3.1.3. При наличии необходимых условий предоставляют возможность обучения обучающимся из другого образовательного учреждения по отдельным предметам (разделам предметов), углубленным, профильным, базовым и элективным курсам (или их разделам), программам дополнительного образования.

3.1.4. Обеспечивают учет и документирование результатов освоения обучающимися соответствующих учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей.

3.1.5. Засчитывают результаты промежуточной аттестации обучающегося при освоении учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей в других образовательных организациях, осуществляющих обучение.

3.1.6. Согласовывают порядок такого обучения с образовательным учреждением, в котором обучающийся получает общее образование, и с родителями (законными представителями) обучающихся.

3.1.7. Предоставляют по запросам Сторон необходимую информацию участникам образовательных отношений.

3.1.8. Обеспечивают приоритет защиты прав обучающегося как в процессе выполнения любых совместных работ, предусмотренных Договором, так и при использовании полученной информации.

3.1.9. Соблюдают условия конфиденциальности (не допускают разглашения информации, касающейся прав личности на безопасность: психологическую, социальную ит.д.).

3.1.10. Содействуют обучающимся и родителям (законным представителям) в выборе образовательного маршрута по результатам диагностики.

3.2. Для реализации образовательных программ Сторона 1 предоставляет следующие ресурсы: _________________________________________________________

3.3. В обязанности Стороны 1 в процессе сетевой реализации указанных выше образовательных программ входит: ___________________________________________________.

3.4. Для реализации образовательных программ Сторона 2 предоставляет следующие ресурсы: __________________________________________________________________

3.5. В обязанности Стороны 2 в процессе сетевой реализации указанных выше образовательных программ входит: ____________________________________________________________.

3.6. По окончании обучения обучающиеся получают следующие документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении:_________________________________________________________, выдаваемые_______________________________________________________.

(указать организацииосуществляющие образовательную деятельностькоторыми выдаются указанные документы)

4. Обработка персональных данных

4.1. Каждая из Сторон является оператором персональных данных, в том числе обрабатываемых в рамках выполнения обязательств, предусмотренных Договором. Для целей Договора под персональными данными понимаются сведения, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2. Стороны обеспечивают конфиденциальность полученных в рамках Договора персональных данных, соблюдение требований к обработке персональных данных, установленных Федеральным законом от 2 июля2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятых в его исполнение нормативных правовых актов, и несут ответственность за принятие всех необходимых правовых, организационных и технических мер защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

5. Ответственность Сторон

5.1. Стороны по настоящему Договору несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Договору, если такое неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств): стихийных природных явлений (землетрясения, наводнения), войн, революций, ограничительных и запретительных актов государственных органов, непосредственно относящихся к выполнению настоящего Договора. Указанные обстоятельства должны возникнуть после заключения Договора, носить чрезвычайный, непредвиденный и непредотвратимый характер и не зависеть от воли Сторон.

5.3. О наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему Договору, должна немедленно известить другую Сторону в письменной форме, приложив соответствующие подтверждающие документы.

5.4. В случае наступления форс-мажорных обстоятельств срок исполнения обязательств по Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства и их последствия.

6. Срок действия Договора

6.1. Договор вступает в силу с момента его подписания.

6.2. Договор заключен Сторонами на неопределенный срок.

7. Порядок изменения и прекращения Договора

7.1. Условия, на которых заключен настоящий Договор, могут быть изменены по соглашению Сторон или в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

7.2. В случае изменения адресов и платежных реквизитов Стороны обязуются уведомить об этом друг друга в течение 30 календарных дней.

7.3. Настоящий Договор может быть прекращен по соглашению Сторон или в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

8. Реквизиты и подписи Сторон

Сторона 1 Полное наименование учреждения Индекс, юридический адресТелефон Банковские реквизиты:ИНН/КППНомер расчетного счетаНомер лицевого счетаБИКОГРНОКПО  Подпись ФИО руководителяДатаПечатьСторона 2 Полное наименование учреждения Индекс, юридический адресТелефон Банковские реквизиты:ИНН/КППНомер расчетного счетаНомер лицевого счетаБИКОГРНОКПО  Подпись ФИО руководителяДатаПечать

Примерная форма

Положение о сетевой форме реализации образовательных программ

  1. 1. Общие положение

1.1.         Настоящее Положение определяет порядок сетевой формы реализации образовательных программ указать нужное образования в наименование учреждения (далее – Учреждение), а также порядок и принципы взаимодействия Учреждения с организациями-партнерами при реализации указать нужное программ.

1.2.         Настоящее Положение разработано в соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Далее указать требуемое (пример):

Приказом Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;

Письмом Минобрнауки от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (методические рекомендации по организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ» и т.д.

Уставом Учреждения и иными локальными нормативными актами.

1.3.         Сетевая форма реализации образовательных программ (при необходимости указать каких) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов других не образовательных организаций.

1.4.         В реализации образовательных программ с использованием сетевого взаимодействия наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

  1. 2. Цель и задачи реализации сетевой формы реализации образовательных программ

2.1.         Цель реализации сетевой формы образовательных программ – повышение качества и доступности образования за счет интеграции и использования ресурсов организаций-партнеров.

2.2.         Основные задачи реализации сетевой формы образовательных программ:

–                     расширение спектра образовательных услуг;

–                     эффективное использование ресурсов Учреждения и организаций, реализующих программы

–                     предоставление обучающимся (слушателям) возможности выбора различных учебных курсов дисциплин (модулей, разделов) в соответствии с индивидуальным образовательным запросом;

–                     расширение доступа обучающихся (слушателей) к образовательным ресурсам организаций-партнёров;

–                     реализация новых подходов к организационному построению образовательного процесса в Учреждении, образовательных и иных организациях сети;

–                     формирование актуальных компетенций слушателей за счет изучения и использования опыта ведущих организаций по профилю деятельности.

  1. 3. Термины и определения, используемые в настоящем Положении

В настоящем Положении используются следующие термины и определения:

Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу в рамках сетевого взаимодействия;

Академическая мобильность – перемещение обучающегося из Учреждения, в организацию-партнера, участвующую в реализации сетевой формы образовательных программ, для освоения учебного курса, дисциплины (модуля, раздела), прохождения практики и/или стажировки, после чего обучающийся возвращается в Учреждение.

Учреждение – образовательная организация, в которую зачислен обучающийся для освоения образовательной программы в раках сетевого взаимодействия.

Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и преподавателей.

Договор о сетевой форме реализации образовательной программы – договор Учреждения с организацией-партнером о реализации сетевых образовательных программ с определением статуса обучающихся в организациях, порядка организации их академической мобильности, условий осуществления образовательной деятельности, характера и объема ресурсов, используемых каждой организацией, источники финансирования и друге вопросы, необходимых для сетевого взаимодействия.

Модель реализации сетевой дополнительной профессиональной программы – вариант взаимодействия образовательных и других организаций – участников сетевого взаимодействия по реализации сетевой дополнительной профессиональной программы.

Организация-партнер – организация, ресурсы которой используются Учреждением для реализации сетевой формы образования.

  1. 4. Порядок реализации сетевого взаимодействия

4.1.         Образовательные услуги по реализации части образовательной программы оказываются в соответствии с требованиями образовательных стандартов, определяющих содержание образовательных программ, необходимый объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки обучаемых, в соответствии с утвержденными учебными планами, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий и другими документами, описывающими организацию и реализацию части образовательной программы.

4.2.         Организация, осуществляющая образовательную деятельность по программе в сетевой форме, несет ответственность в полном объеме за организацию образовательного процесса и контроль за его реализацией.

4.3.         Другие организации, участвующие в сетевой форме, несут ответственность за реализацию части образовательной программы:

–                     соблюдение требований образовательных стандартов и других нормативных документов, регламентирующих учебный процесс;

–                     соблюдение сроков, предусмотренных календарным графиком учебного процесса;

–                     материально-техническое обеспечение (обеспечение помещением, оборудованием и т.д.);

–                     методическое сопровождение данной части образовательной программы (обеспечение литературой, контрольно-тестовыми материалами, рекомендациями по самостоятельной работе обучающихся и т.д.).

4.4.         Реализация Сетевого взаимодействия может осуществляться в форме очной, очно-заочной или заочной; с использованием (применением) дистанционных образовательных технологий и (или) с использованием электронных образовательных ресурсов.

4.5.         Информирование о программах, которые могут быть реализованы в сетевой форме осуществляется Учреждением с использованием:

–                     Интернет-сайта Учреждения;

–                     объявлений, размещенных на информационных стендах;

–                     личных собеседований с обучающимися;

–                     иными доступными способами.

4.6.         Реализация сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договоров между организациями, участвующими в образовательном процессе.

4.7.         Договор о сетевой форме реализации образовательных программ должен учитывать требования законодательства об образовании, в том числе о Сетевой форме реализации образовательных программ.

  1. 5. Организационное обеспечение сетевого взаимодействия

5.1.         Общее руководство работой по организационному обеспечению и информационной поддержке сетевого взаимодействия осуществляет уполномоченное лицо Учреждения.

5.2.         Организационное обеспечение сетевого взаимодействия включает следующие процессы:

–                     информирование обучающихся о программах, которые могут быть реализованы в сетевой форме;

–                     подготовительные мероприятия по созданию и(или) оформлению комплекта документов для организации сетевого взаимодействия;

–                     направление обучающихся в принимающую организацию;

–                     выполнение условий договора о сетевом взаимодействии или договора о сотрудничестве в части организации необходимых мероприятий по организации сетевой формы обучения;

–                     возвращение в учебный процесс обучающихся, направленных в принимающую организацию;

–                     организационно-техническое сопровождение;

–                     финансовое обеспечение;

–                     итоговый анализ результатов.

5.3.         В состав сетевой системы обучения могут входить:

–                     образовательные организации, т.е. организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

–                     организации, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе иностранные, т.е. образовательные организации и организации, осуществляющие обучение (организации, осуществляющие на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности);

–                     иные (ресурсные) организации, как то: медицинские организации, организации культуры, научные организации, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

5.4.         При реализации Учреждением образовательной программы в сетевой форме совместно с образовательной организацией-партнером, образовательными организациями устанавливается порядок совместной разработки и утверждения образовательной программы, а также учебного плана.

5.5.         Утверждение совместных образовательных программ осуществляется уполномоченным должностным лицом либо коллегиальным органом управления каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с их уставами.

5.6.         В учебном плане сетевой образовательной программы указываются организации-партнеры, ответственные за конкретные модули (дисциплины, циклы дисциплин).

5.7.         Учреждение осуществляет набор на сетевую программу, координирует мероприятия по реализации программы, контролирует выполнение учебного плана, организует итоговую аттестацию.

  1. 6. Правовое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме

6.1.         В целях должного нормативно-правового, организационно-педагогического обеспечения реализации образовательных программ в рамках, заключаемых договоров с организациями-партнерами, Учреждением по мере необходимости может осуществляться:

–                     разработка проекта изменений и (или) дополнений в устав Учреждения;

–                     внесение изменений в локальные правовые акты организации Учреждения, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода и отчисления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между Учреждением и обучающимися и (или) родителями несовершеннолетних обучающихся в связи с использованием сетевой формы реализации образовательной программы;

–                     в случае необходимости подготовка документов для переоформления приложения к лицензии Учреждения на право образовательной деятельности в части сведений о местах осуществления образовательной деятельности в случаях, когда в соответствии с договором о сетевой форме предполагается систематическое проведение учебных занятий и иных мероприятий, предусмотренных образовательной программой, вне мест осуществления образовательной деятельности, указанных в действующей лицензии;

–                     внесение необходимых изменений в организационную структуру и (или) должностные обязанности руководителей, педагогических и иных работников Учреждения;

–                     определение правил и порядка зачисления обучающегося в соответствующую учебную группу (класс) и (или) о предоставлении обучающемуся возможности осваивать образовательную программу (часть образовательной программы) в рамках сетевой форме взаимодействия, а также регламент и порядок отчисления обучающегося;

–                     определение порядка изменения образовательных отношений как по инициативе обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося), так и по инициативе Учреждения и (или) организации-партнера

–                     определение правил и форм предоставления сведений о посещаемости занятий обучающимися по образовательным программам согласно договора между организациями, а также порядок учета результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся посредством ведения сетевых классных журналов в бумажном и (или) электронном виде (электронных классных журналов) в соответствии с законодательством;

–                     определение правил и порядка реализации академической мобильности (сопровождения) обучающихся к месту обучения в рамках реализации сетевой формы до организации-партнера и обратно в Учреждение;

–                     определение порядка итоговой аттестации обучающихся по разработанным совместным образовательным программам в рамках сетевого взаимодействия;

–                     разработка и внесение изменений в иные локальные акты, требуемые для реализации форм сетевого взаимодействия.

  1. 7. Статус обучающихся (слушателей) при реализации сетевой дополнительной профессиональной программы

7.1.         Правовой статус обучающихся по образовательным программам, полностью или частично реализуемым с использованием ресурсов других организаций-партнеров (в том числе с применением электронного обучения или дистанционных образовательных технологий), определяется Учреждением независимо от места фактического осуществления обучения.

7.2.         Права, обязанности и ответственность обучающихся по образовательным программам, реализуемым с использованием сетевой формы, а также порядок осуществления указанных прав и обязанностей определяются уставом и (или) соответствующими локальными нормативными актами Учреждения с учетом условий договора о сетевой форме.

7.3.         Зачисление на обучение в рамках сетевой формы образования происходит в соответствии с установленными правилами приема Учреждения.

7.4.         Обучающиеся не отчисляются на период пребывания в организации-партнере, поскольку такое пребывание является частью сетевой образовательной программы, на которую зачислены обучающиеся.

7.5.         Использование обучающимися учебной литературой, пособий и иных учебных материалов, в рамках освоения учебных предметов, курсов, дисциплин и т.д. осуществляется в порядке, установленном Учреждением по согласованию с организациями-партнерами в соответствии с условиями договора о сетевой форме взаимодействия.

7.6.         Порядок и режим использования обучающимися материально-технического оборудования, при освоении учебных программ в рамках сетевого взаимодействия в организациях-партнерах осуществляется в порядке, предусмотренном договором между Учреждением и данными организациями.

7.7.         Обучающиеся осваивают предусмотренную договором часть сетевой программы в организации-партнере и предоставляют в Учреждение информацию, необходимую для выставления промежуточной аттестации по соответствующим учебным курсам, дисциплинам (модулям, разделам), практике и/или стажировке и т.д. если иное не предусмотрено договором.

7.8.         Обучающиеся проходят итоговую аттестацию по сетевой образовательной программе в порядке, установленном в Учреждении.

7.9.         К процессу оценки качества обучения по решению Учреждения и организации-партнера могут привлекаться внешние эксперты.

  1. 8. Финансовые условия обучения

8.1.         Условия финансирования сетевого взаимодействия определяются договором о сотрудничестве и (или) договором о сетевом взаимодействии между Учреждением и организацией-партнером.

8.2.         Финансирование сетевого взаимодействия может осуществляться за счет:

–                     собственных средств Учреждения, в т.ч. получаемых в рамках выполнения государственного (муниципального) задания;

–                     средств субсидий, получаемых Учреждением, т.ч. выделяемых в рамках национальных проектов;

–                     средств организаций-партнеров, в т.ч. образовательных фондов;

–                     личных средств участников сетевого взаимодействия.

8.3.         Порядок и источники финансирования программ, реализуемых в форме сетевого взаимодействия в каждом конкретном случае согласовывается с соответствующим планово-финансовым или другим аналогичным органом Учреждения.

8.4.         В перечень дополнительных затрат и издержек, связанных с использованием сетевой формы реализации образовательной программы, могут относиться затраты и издержки, обусловленные:

–                     расходами на транспортное обеспечение обучающихся Учреждения и (или) педагогических работников организаций-партнеров;

–                     расходами, связанными с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий (приобретение, установка, техническое облуживание и ремонт соответствующего оборудования, оплата интернет-трафика, услуг телефонной связи и т.д.);

–                     расходами, связанными с усложнением организации образовательного процесса и возможным увеличением объема работ, выполняемых отдельными работниками Учреждения и (или) организациями-партнерами (согласование режимов занятий, расписаний уроков и иных мероприятий, осуществление диспетчерских функций, сопровождение несовершеннолетних обучающихся во время перевозки, осуществление обмена оперативной и иной информацией и т.д.).