Методические рекомендации по внесению изменений в локальные нормативные акты образовательной организации при переходе на ПФДО

Методические рекомендации

по внесению изменений в локальные нормативные акты образовательной организации при переходе на персонифицированное финансирование дополнительного образования детей

Для осуществления перехода образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования (далее – ПДО), на персонифицированное финансирование дополнительного образования детей (далее – ПФ ДО) необходимо внести изменения в следующие виды локальных нормативных актов организации:

– порядок зачисления детей в образовательную организацию;

– порядок оплаты образовательных услуг;

– система оплаты труда.

При отсутствии в образовательной организации перечисленных видов локальных актов, требуется их принятие с учетом обозначенных необходимых изменений, а также внесение изменений в другие локальные нормативные акты организации с учетом обозначенных изменений.

1. Порядок зачисления детей в образовательную организацию
Для зачисления детей в образовательную организацию на ПДО, участвующую в системе ПФ ДО, вносится ряд изменений в порядок зачисления детей в образовательную организацию.

1.1. Возраст обучающихся.

В соответствии с правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Воронежской области (далее – Правила ПФ ДО) (утверждены постановлением правительства Воронежской области «О введении на территории Воронежской области механизма персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования детей» от 26.12.2018 г. № 1201) реализация программы в рамках системы ПФ ДО осуществляется только для детей возраста от 5 до 18 лет. В случае, если программа дополнительного образования ориентирована на обучающихся не установленного Правилами ПФ ДО возраста, её реализация должна осуществляться в соответствии с имеющимися правовыми актами муниципального образования и локальными актами организации дополнительного образования, как и те программы, которые не включены в муниципальное задание и/или не прошли сертификацию. В случае если комплектование групп охватывает обучающихся разного возраста, в том числе возраста, не установленного Правилами ПФ ДО, рекомендуем сформулировать (прописать) отдельные процедуры зачисления для различных возрастных категорий (дети в возрасте от 5 до 18лет зачисляются на обучение при указании номера сертификата).

1.2. Номер сертификата.

Для обучения по программам дополнительного образования в рамках системы ПФ ДО родитель (законный представитель) ребенка или ребенок, достигший возраста 14 лет (далее – Заявитель) помимо уже установленных документов должен указать номер сертификата. Поэтому локальный акт необходимо дополнить соответствующей обязанностью Заявителя, а также добавить поле с номером сертификата дополнительного образования в форму заявления на зачисление и указать возможность использования формы заявки, предложенной информационной системой.

Типовая формулировка для внесения изменения в локальный акт организации: «Помимо документов, установленных пунктом … (указать пункт локального акта, которым предусмотрены необходимые для зачисления документы) в заявлении о зачислении Заявитель предоставляет сведения о номере сертификата дополнительного образования. Заявитель может направить электронную заявку с использованием личного кабинета информационной системы персонифицированного финансирования дополнительного образования».

1.3. Возраст обучающихся 4-5 лет.

В локальном акте также необходимо предусмотреть необходимость предоставить сертификат дополнительного образования обучающимся, которые на момент зачисления не имели сертификата дополнительного образования, но в процессе прохождения обучения по программе дополнительного образования уже получили право на использование сертификата (дети в возрасте 4-5 лет).

Типовая формулировка для внесения изменения в локальный акт организации: «При достижении детьми, ранее зачисленными на программы дополнительного образования без использования сертификата дополнительного образования, возраста получения сертификата дополнительного образования (5 лет), Заявитель предоставляет в организацию дополнительного образования номер сертификата, о чем организация дополнительного образования незамедлительно информирует уполномоченный орган».

1.4. Статус сертификата.

Перед принятием решения о зачислении образовательная организация осуществляет проверку возможности использования сертификата для данного вида программ в информационной системе или в уполномоченной организации (уполномоченном органе). Если использование представленного сертификата для получения дополнительного образования по выбранной программе допускается, то зачисление проходит с заключением договора на оказание услуг дополнительного образования на основе персонифицированного финансирования между Заявителем и образовательной организацией.

Локальным актом должна быть установлена обязанность образовательной организации незамедлительно направлять информацию о поступившем заявлении и номере сертификата в уполномоченную организацию (уполномоченный орган).

Типовая формулировка для внесения изменения в локальный акт организации: «При поступлении заявления о зачислении ребенка на программы дополнительного образования с указанием номера сертификата, организация дополнительного образования незамедлительно вносит эти данные в информационную систему и проверяет статус сертификата, номер которого предоставлен. В случае, если статус сертификата не предполагает его использования по выбранной образовательной программе, ребенок не подлежит зачислению. В ином случае решение о зачислении ребенка принимается в соответствии с настоящим порядком. Если при этом используемый сертификат имеет действующий статус сертификата персонифицированного финансирования, то зачисление происходит по результатам заключения соответствующего договора об обучении».

1.5. Дополнительные основания для отказа.

Невозможность использования сертификата по выбранной программе служит основанием для отказа в зачислении. В связи с чем локальный акт следует дополнить соответствующей нормой, либо дополнить таким положением список оснований для отказа в зачислении.

Типовая формулировка для внесения изменения в локальный акт организации: «Установление по результатам проверки с использованием информационной системы невозможности использования представленного сертификата для обучения по выбранной программе либо отсутствия доступного обеспечения сертификата дополнительного образования является основанием для отказа в зачислении ребенка на обучение по выбранной программе с использованием сертификата дополнительного образования».

1.6. Отчисление.

При завершении образовательных отношений (отчислении по любому основанию, в том числе по итогам успешного освоения программы) ребенка, также необходимо незамедлительно сообщить об этом в уполномоченную организацию (уполномоченный орган). Поэтому в локальный акт необходимо внести соответствующую норму.

Типовая формулировка для внесения изменения в локальный акт организации: «При завершении образовательных отношений с ребенком, использующим для обучения сертификат дополнительного образования образовательная организация в течении 1 рабочего дня информирует об этом уполномоченную организацию (уполномоченный орган) посредством информационной системы или иным способом».

1.7. Зачисление на платной основе.

Для обеспечения учета образовательных траекторий детей уполномоченная организация (уполномоченный орган) также должна быть уведомлена о зачислении ребенка в образовательную организацию на платной основе, при оплате собственными средствами Заявителя. Поэтому локальный акт должен содержать и такую обязанность образовательной организации.

Типовая формулировка для внесения изменения в локальный акт организации: «При зачислении ребенка на обучение на платной основе, при наличии у ребенка сертификата дополнительного образования, образовательная организация информирует об указанном зачислении на обучение уполномоченную организацию (уполномоченный орган) независимо от факта использования сертификата дополнительного образования для оплаты по договору».

2. Порядок оплаты образовательных услуг
2.1. Дополнительное образование по сертификатам – это платные образовательные услуги, за которые платит государство.

Оказание платных образовательных услуг по сертификатам персонифицированного финансирования регламентируется общими принципами оказания платных услуг, за исключением особых условий, предусмотренных Правилами ПФ ДО (утверждены постановлением правительства Воронежской области «О введении на территории Воронежской области механизма персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования детей» от 26.12.2018 г. № 1201).

Предоставление образовательных услуг в условиях персонифицированного финансирования дополнительного образования детей осуществляется через механизм оплаты муниципальным образованием договоров за Заявителей, в следствии чего, заключаются договора об оказании платных образовательных услуг.

Для осуществления образовательной деятельности по договорам об оказании платных образовательных услуг при персонифицированном финансировании, образовательной организации необходимо внести изменения (при наличии) или утвердить «Положение об оказании платных образовательных услуг».

2.2. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 4 ст. 9.2 ФЗ-7).

2.3. Порядок определения норматива финансирования реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ регламентируется Положением о персонифицированном финансировании в системе дополнительного образования детей соответствующего муниципального образования.

2.4. Программы, включаемые в реестр сертифицированных программ, оцениваются оператором персонифицированного финансирования. Сертификат не покроет сумму больше нормативной стоимости.

Порядком, утверждаемым учредителем, рекомендуется не устанавливать жесткие формулы расчета, но определить ограничения по максимальной стоимости программ, реализуемых по сертификатам.

2.5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся (ч. 5 ст. 54 ФЗ-273). В случае, если заключаемый с родителями договор на оказание платных образовательных услуг при персонифицированном финансировании предусматривает доплату к величине, покрываемой сертификатом в размере не более (указывается сумма), стоимость договора может быть снижена на величину доплаты со стороны родителей, что позволяет покрыть сертификатом всю стоимость программы без доплат со стороны родителей.

2.6. Организации заключают договора с Заявителями.

3. Система оплаты труда организации
В условиях ПФ ДО оплата труда педагогических работников напрямую зависит от обеспечения наполняемости групп по программе, востребованность педагога становится ключевым показателем эффективности его деятельности.

Для включения востребованности педагога в показатели эффективности его деятельности рекомендуется провести следующие мероприятия:

– проведение разъяснительной работы в педагогическом коллективе;

– разработка и изменение показателей эффективности труда педагогических работников (Востребованность детского объединения (группы);

– внесение изменений в положение об оплате труда, положение о выплатах стимулирующего характера с учетом разработанных показателей;

– принятие изменений в локальные нормативные акты, связанные с оплатой труда работников, с учетом мнения первичной профсоюзной организации;

– конкретизация условий труда педагогических работников;

– подготовка и внесение изменений в трудовые договоры работников;

– уведомление работников об изменении определенных условий трудового договора в письменной форме не менее, чем за два месяца согласно ст. 74 Трудового кодекса РФ.