Региональный центр «Орион» запускает новую рубрику #НашиПедагогиВРН, в которой будем рассказывать о лучших педагогах региона.
Сегодняшнее интервью с методистом «Детского эколого-биологического центра «Росток» Натальей Аминевой.
Наталья Леонидовна является лауреатом премии по поддержке талантливой молодёжи Воронежской области в номинации «Профессиональное мастерство» и наставником победителей и призёров конкурса «Большая перемена», награждена ведомственным знаком «Педагог-наставник», в 2022 году стала победителем всероссийского конкурса «Навигаторы детства 2.0».
Наталья Леонидовна, как Вы понимаете выражение «педагог-наставник»?
— Педагог-наставник для меня – это универсальный специалист, который не только передаёт наставляемым свои профессиональные знания, но и делится своим жизненным опытом, помогает и поддерживает во всех начинаниях.
Какого педагога можно считать профессионалом своего дела?
— Это педагог, который постоянно работает над повышением своих профессиональных компетенций. Человек, увлечённый своим делом и увлекающий своих учеников. Мне повезло учиться у настоящего профессионала Педагога-Наставника, учителя литературы, Заслуженного учителя Российской Федерации Любимова Олега Ивановича.
Что, на Ваш взгляд, сложнее – быть педагогом или быть наставником?
— Для меня ответ очевиден – сложнее быть педагогом. Передавать свои знания порой очень непросто. Заинтересовать, увлечь детей, найти оптимальную форму подачи материала в соответствии с возрастом. А наставником для меня быть естественнее… Я мама-наставник четырёх дочерей, поэтому развиваю этот навык ежедневно.
Каким должен быть современный педагог?
— Современный педагог должен разбираться в разных областях знаний, интересоваться происходящим вокруг, вникать в суть явлений; должен быть активным и мобильным, а ещё – любить детей.
Почему Вы решили стать педагогом? А если не педагогом, то кем бы стали?
— Педагогом я стала совершенно случайно, хотя предпосылки к этому были ещё в школе. В 10 классе я поступила в профильный педагогический класс и через несколько лет должна была стать учителем химии и биологии, но на следующий год передумала и поступила на факультет ветеринарной медицины Воронежского государственного аграрного университета. После получения квалификации «Ветеринарный врач» планировала работать по специальности, но получила приглашение стать педагогом дополнительного образования зоологического отдела станции юных натуралистов Коминтерновского района, где разработала дополнительную образовательную программу «Школа юных ветврачей» и помогла с уходом за животными мини-зоопарка станции. Моё саморазвитие не стоит на месте, я прошла профессиональную переподготовку и освоила ещё несколько специальностей, это и психолог, и специалист по кадрам, и даже контрактный управляющий.
Назовите три главных принципа Вашей работы.
— Я готова менять мир и уже делаю это. Я развиваюсь, открыта новым знаниям. Каждый человек по-своему талантлив, и это помогает быть сильнее.
Как можно заинтересовать ребёнка и мотивировать его познавательную активность?
— Мои любимые подходы – это создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений и исследовательской деятельности. Такой подход стимулирует не только познавательную активность, но и развивает чувство ответственности и осознанность.
Какая модель общения с обучающимися Вам ближе? Почему?
— Стараюсь строить общение со своими обучающимися на основе увлечения совместным творческим делом. Увлечённость общим делом – источник дружественности. Одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлечённый поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А. С. Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определённый тон в отношениях педагога с коллективом. Конечно дружественность, как любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Поэтому в общении стараюсь занять позицию «первого среди равных».
Что самое трудное в Вашей профессии?
— Найти индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Какая книга произвела на Вас самое сильное впечатление в жизни? И почему Вы рекомендовали бы её прочесть?
— Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Это потрясающий по своей глубине и силе роман о судьбах людей в непростое военное время. Роман о надежде, безысходности, вере. Всем любителям классической литературы, да что там говорить, вообще всем советую прочесть эту великолепную книгу.
Как избежать профессионального выгорания?
— Мне помогает моя семья, мои дочери и супруг, которые постоянно вдохновляют меня на новые проекты и поддерживают в любом начинании.
В чём заключается призвание педагога?
— Хочется процитировать слова К. Д. Ушинского, в которых для меня заключается призвание педагога: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
Поделитесь Вашей профессиональной мечтой.
— В нашей стране на данный момент существует 112 заповедников. Моя профессиональная мечта – посетить их все со своими обучающимися.