Самостоятельная работа учащихся
в условиях компетентностного образовательного процесса.
Ст. методист Котюх Валерий Алексеевич
Инновационные технологии образовательного процесса требуют становления компетентостной личности, которая обладает знаниями, умениями и поведенческими отношениями, направленными на условия выполнения конкретных бытовых и социальных задач.
Данные положения предопределяют не только получение определенной суммы знаний и умений школьниками, но, наверное, главное, развитие у последних способности к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой, как ее личностью, ее субъектом. Это самоуправление может быть применено и развито учащимся только в том случае, если у него сформированы: понятийная, эмоционально-целостная и операциональная составляющие регуляторной основы его деятельности. Эта же, регуляторная основа станет инстинктом личностного самосовершенствования – способностью анализировать ошибки и достижения свои и своих товарищей, осуществлять взаимопомощь и взаимовыручку, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности.
Данные положения требуют обратить особое внимание на самостоятельную подготовку школьников, как одну из частей учебного процесса формирующего учебно-познавательную, коммуникативную компетенции и компетенцию личностного самосовершенствования.
Успешность вовлечения в самостоятельную подготовку учащихся зависит от многих причин:
Взаимоотношения между учащимися в классе, между преподавателями и учащимися, между преподавателями-предметниками;
Уровень сложности заданий для самостоятельной подготовки;
Включенность школьников в изучаемый предмет.
Это психологические условия самостоятельной подготовки.
Учеба, как любой вид деятельности человека с психологической точки зрения является процессом решения специфических задач. Но если в другом виде деятельности субъекта изменяется предмет, то во время учебного процесса должен измениться сам субъект, овладевая теми или иными способами действий решения определенных задач. Необходимость же в постановке и решении задач, то есть в повышении своей компетентности, перед субъектом возникает в том случае, если он убежден, что нужно овладеть способами действий, лежащими в основе обобщения теоретических выкладок.
Рассматривая самостоятельную подготовку учащихся как самостоятельную работу по решению тех или иных задач, на наш взгляд, необходимо выделить следующие моменты:
Во-первых, постановка перед собой (субъектом) и уяснение им учебной задачи. В педагогической психологии известно, что цель возникает в результате конкретизации смыслообразующих мотивов деятельности. Мотивация к овладению знаниями может появиться только при появлении интереса к содержанию усваиваемых знаний. Без такого интереса невозможна не только самостоятельная постановка учебной задачи, но и игнорирование задачи, поставленной учителем. Поэтому компетентностный прием обучения, имеющий своей целью подготовку учащихся к самостоятельной учебной деятельности, должен обеспечить, прежде всего, формирование таких интересов.
Во-вторых, Формирование логического анализа для применения оптимальных способов решения задач.
Компетентность – это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум.[2]
Принципиальные различия, существующие между учебной деятельностью под руководством преподавателя, и самостоятельными ее формами решительно изменяют условия методических приемов, на которые необходимо обратить особое внимание.
В случае, когда преподаватель ведет студентов от понятия к действительности, такой ход имеет силу только методического приема. Если же речь идет о формировании понятия путем самостоятельной работы с учебниками, пособиями и другими учебными материалами и средствами, условия деятельности обучающегося решительно изменяются:
Одним из первых условий деятельности преподавателя это – формирование у ученика необходимости логического анализа источников учебной информации, а именно, способов логического анализа информационных объектов, в которых определено содержание научных понятий. Данная задача самая сложная и рассчитана на подготовку обучающегося к самостоятельной учебной деятельности.
Активное методологическое и методическое участие преподавателя особенно понадобится при решении второго условия перехода к самостоятельной учебной деятельности школьника – обучение овладению продуктивными способами решения учебных задач. То есть, ученики, во время решения задач обучения, должны находиться в постоянном поиске наиболее оптимального алгоритма решения задачи, самостоятельно выбирать уровень вопросов, следуя от простых к более сложным, предполагающим глубокое изучение предмета.
Третьим условием перехода к самостоятельной работе учащихся необходимо считать обучение их осуществлению контроля и оценки за ходом и результатом своей работы. Конечной целью привития навыков проведения контрольно-оценочных операций является переход контроля и оценки учащимся собственной работы под руководством преподавателя к самоконтролю и самооценке самостоятельной образовательной деятельности.
Здесь необходимо предостеречь преподавателей от весьма субъективного мнения важности именно этого предмета (моей дисциплины), что предопределяет отсутствие суммарного учета нагрузки учащихся во время формирования объема рабочих часов. Перегрузка же школьников может привести к обратному результату- игнорированию полноценной самостоятельной подготовки.
Предвидятся довольно значительные усилия преподавателя при формировании индивидуализации самостоятельной работы учащихся, так как, придется разделить занятия на обязательную и творческую части (задачи для всех, задачи среднего уровня, и нестандартные – логические, проблемные). Создать группы учащихся, исходя из их уровня подготовки, увеличить удельный вес интенсивной работы более подготовленным ученикам, проведение регулярных консультаций с обучаемыми. Кроме того, для организации самостоятельной работы потребуется полное и своевременное информирование школьников о темах самостоятельной работы, сроках ее выполнения, литературно-методическом сопровождении и контрольно-оценочных способах итоговых результатов в сравнении с требованиями Государственного стандарта.
Исходя из вышеуказанного, можно заключить: в образовательной компетенции, предполагающей усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний, а совокупностью образовательных компонентов, имеющих личностно – деятельностный характер, самостоятельная работа учащихся является одним из основных методов
личностного самосовершенствования.
Для становления и налаживания организации самостоятельной работы учащихся необходимо:
сформировать смыслообразующие мотивы и достаточную степень подготовленности старшеклассников к самостоятельному обучению, повысить уровень самодисциплины;
определить временную нагрузку внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся и преподавателей, осуществлять календарное планирование хода и контроля выполнения самостоятельной работы;
разработать специальную учебно-методическую литературу, как на бумажных, так и на электронных носителях;
оснастить необходимыми тренажерами, автоматизированными обучающими и контролирующими системами, которые позволяли бы самостоятельно приобретать знания, умения, навыки;
достаточно оборудовать учебные классы и методические кабинеты компьютерной и множительной техникой, доступной для преподавателей и студентов;
внедрить постоянную консультационно-методическую помощь учащимся;
наладить свободное общение, дискуссию между студентами, между студентами и преподавателем;
Уменьшить время традиционных форм учебных занятий, сделав упор на обучение самостоятельному управлению учащимся собственной учебной деятельностью.
Список литературы:
Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании : опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – № 4. – 2005. – С. 19-27.
Виноградова Н.Ф. Модернизация начального образования и проблемы целеполагания / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции “Обновление российской школы” (26 августа – 10 сентября 2002 г.). – http://www.eidos.ru/conf/
Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – с. 25-30.
Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.
Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России №1, 2000, с.114-115.
Краснова Т.И. Инновации в системе оценивания учебной деятельности студентов // Образование для устойчивого развития. Минск: Издательский центр БГУ, 2005. – С. 438-440.
Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2005. – С. 27-33.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции “Обновление российской школы” (26 августа – 10 сентября 2002 г.). – http://www.eidos.ru/conf/