Составление этикетажа

Областное государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Областной центр дополнительного образования,

гражданского и патриотического воспитания»

Библиотечка руководителя школьного музея

Составление этикетажа

Составитель:

Т.Г. Данилевская,

старший методист ОГОУ ДОД ОЦДОГПВ

 

Воронеж

2011

 

В музейной практике сложилась определенная форма размещения сведений в этикетке. Каждая этикетка включает, три основных компонента:

– название предмета;

– атрибуционные данные: сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении;

– дата.

Этикетки не должны быть громоздкими. Их задача – дать минимум необходимых сведений. В то же время в них должны быть выявлены различные стороны музейного предмета: мемориальность, редкость или, напротив, типичность экспоната, его связь с местной историей. Те экспонаты, которые имеют особую ценность, однако не обладают внешней привлекательностью, должны иметь аннотацию более обстоятельную.

Как лучше составить этикетку к различным типам музейных предметов?

Фотографии. По жанровой классификации различают следующие виды фотоснимков: портретные (как одиночные, так и групповые), сюжетные или событийные, снимки бытового жанра и видовые снимки. По технике изготовления фотоматериалы разделяются на две основные группы: оригиналы и репродукции. Сюжетные или событийные снимки аннотируются в общепринятой последовательности – название, атрибуционные сведения и дата. Например:

Лучшие учащиеся Нижнедевицкой школы с зам. наркома просвещения Н.К. Крупской (в центре)

Москва, июнь 1936 г.

При указании места события используются общепринятые сокращения: г. (город), с (село), пер. (переулок), пл. (площадь), д. (деревня) и т.д.

При аннотировании портретных фотоснимков соблюдается следующая последовательность: название фотографии, время съемок (дата), автор съемки (если известен).

Г.Ф. Петрашова (1923-1998), участник Великой Отечественной войны, председатель Коротоякского клуба туристов, кандидат в мастера спорта.

Воронеж, 1978 г.

Письменные источники. При составлении этикетки к письменным источникам во внимание принимаются форма экспонирования предмета: раскрыт ли документ (книга, листовка, журнал) или экспонируется только титульный лист. Если в печатном или рукописном документе хорошо видны и читаемы атрибуционные данные и экспонат не предназначен для прочтения, то этикетку к нему можно не давать.

При аннотировании писем даются следующие сведения: инициалы и фамилия автора письма, кому адресовано, дата написания.

Письмо солдата И. Кузнецова родителям. И. Кузнецов сообщает о том, как ему служится в рядах Советской Армии.

Ноябрь 1952 г.

Аннотация на произведения печати составляется на основе титульной страницы аннотируемой книги, автографов и пометок в следующей последовательности: инициалы и фамилия автора, название произведения, выходные данные. Но этикетаж к этим произведениям не должен копировать титульной страницы.

При аннотации газет, если текст находится не на первой странице, в аннотации приводятся инициалы и фамилия автора статьи, ее название, в случае необходимости, краткое ее содержание, затем дается название газеты, число, месяц, год издания. Если статья помещена на первой странице, аннотация излишня.

При экспонировании рукописных материалов необходимо выделять и сопровождать подробными пояснениями наиболее интересные документы. При экспонировании грамот, благодарностей, приглашений, поздравлений, если они вполне доступны для прочтения и входят в комплекс экспонатов по определенной теме, аннотации не нужны. Если грамоты, благодарности и т.д. состоят из сдвоенных листов и текст находится на развернутом листе, а экспонируется только лицевая сторона, то аннотация необходима. Она дается в следующей последовательности: наименование (почетная грамота, поздравительный адрес и т.п.), от кого, кому, за что и дата.

Произведения изобразительного искусства. К музейным предметам изобразительного характера в этикетке указывается: название произведения, материал, время создания и автор. В этикетках к изобразительному материалу в качестве заголовка выступает не фамилия автора, а данное им название. В художественных экспозициях, как правило, сначала указывается фамилия автора. При этом инициалы автора ставятся после фамилии, а в скобках отмечаются даты его жизни или год рождения. Как правило, в аннотации сохраняется название картины, рисунка, скульптуры и т.д., данное автором.

Например, на картине К.Г. Дорохова дана авторская аннотация: «Портрет П.Ф. Горпищенко». При экспонировании этого произведения целесообразно расшифровать эту надпись.

Дорохов К.Г. (1906-1960).

Портрет командира 8-й бригады морской пехоты П.Ф. Горпищенко.

1941 г. Бум., кар.

В аннотациях приняты следующие сокращения: х. (холст), м. (масло), Б. или бум. (бумага), кар. (карандаш). Слова картон, гуашь, сангина, пастель, уголь, темпера принято писать полностью. При этом материал пишется в этикетке с прописной буквы, а техника исполнения после точки с запятой – со строчной. Например:

Ивашов А.С. (род. 1976).

Осень в селе Леоново.

1998 г. Х., м.

При аннотации плакатов оговаривается: для оригинала – год его создания; для массового издания – год выхода в свет.

Родина-мать зовет

Худ. Тоидзе И.

Изд-во «Искусство», М.-Л., 1941 г.

К коллекциям открыток, которые могут быть представлены в экспозиции, рекомендуется давать этикетки следующего содержания: «Почтовые открытки. Виды Воронежа» и пр.

Вещественные источники. Содержание аннотации к вещественным музейным предметам, выставленным в экспозиции определяется целью и местом экспоната в комплексе. Вещественные источники подразделяются на два вида: по характеру материала (дерево, металл, стекло, кость и т.д.) и по функциональному назначению (оружие, нумизматика, бонистика и т.д.). При аннотировании личных вещей, предметов быта, орудий труда, подарков, сувениров и т.п. указывается название экспоната. В этикетку включаются также следующие сведения: назначение, место и дата изготовления, предприятие, изготовившее данный предмет, автор или мастер, характерные особенности, типичность предмета для эпохи, техника изготовления, материал и т.д. В названии предмета мемориального значения отмечается его «участие» в историческом событии или принадлежность определенному лицу:

Полушубок участника Великой Отечественной войны Е.И. Хозяинова. Получен им на фронте в 1942 г.

Такие полушубки шили для фронта в республике КОМИ.

При экспонировании комплексов музейных предметов (предметы быта, личные вещи ит.д.) дается общая аннотация, а отдельные предметы из этого комплекса снабжаются этикетками в том случае если необходимы дополнительные пояснения. Например:

Фрагменты оружия и боеприпасов.

Найдены во время экспедиции учащихся школы №11.

Воронежская область, Семилукский район, 1982 г.

 

 

Литература:

Н.И. Решетников Школьный музей и комплектование его собрания. М.: 2005

Музей в школе: Практикум. Сборник статей. М.: 2006

 

Компьютерная верстка – С.Р. Демидов

 

Адрес: г. Воронеж, ул. 9 Января, 161.

ОГОУ ДОД «ОЦДОГПВ»

Тел. 2-76-27-35

E-mail: tk.otdel@patriotvrn.ru