РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Подготовила методист
ОГОУ ДОД «ОЦДОГПВ»
Есенкова Е.А.
СОВРЕМЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ
В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Основные понятия
Учебное занятие, вид, тип, форма, структура, условия эффективности учебного занятия в УДОД.
Теоретический материал
Осмысление, изучение и разработка теоретических, методических и практических аспектов учебного занятия сегодня является необходимым. Это связано с рядом факторов:
– возникают трудности в определении сущности и специфики учебного процесса в дополнительном образовании:
– отсутствует единое понимание того, что представляет из себя по сути основная форма организации учебного процесса – учебное занятие, в чем целевое назначение данной формы;
– существует некоторая сложность в анализе педагогом учебного занятия и в оценке результата деятельности детей, а также в выборе приемов, способов организации учебно-познавательной деятельности детей.
Занятие в УДОД – это все то время, которое педагог проводит с детьми, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, досуговую и т.п.
В зависимости от приоритета обозначенных целей занятия можно обозначить следующие их виды:
Собственно обучающие занятия. Они преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Среди обучающих занятий можно выделить (по приоритетным задачам) некоторые разновидности:
1. Учебные занятия по передаче знаний.
2. Учебные занятия по осмыслению детьми знаний и их закреплению.
3. Учебные занятия закрепления знаний.
4. Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.
5. Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).
6. Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний.
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.
Однако в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с детьми ставят именно обучающие задачи. Среди других видов занятий можно было бы назвать общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. Например, к таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела. Кроме того, довольно часто педагог организует специальные занятия (в рамках учебного расписания), направленные на формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. К примеру, «огоньки» и коллективные праздники. Эти занятия тоже предполагают образовательные задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.
Структура учебного занятия
Учебное занятие является, хотя и ограниченным по времени, процессом, представляя собой модель деятельности педагога и детского коллектива. Поэтому учебное занятие правомерно рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.
В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.
1 этап: организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап: проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).
4 этап: основной.
В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1) Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2) Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием
3) Закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
5 этап: контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
6 этап: итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.
7 этап: рефлективный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
8 этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Условия эффективности учебного занятия
Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:
– комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);
– адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;
– соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
– наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
– четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;
– наличие благоприятной психологической атмосферы;
– активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);
– полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.
Подготовка педагога к учебному занятию
Конечно же, для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Что обеспечивает успех занятия? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному предмету? Эти и многие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия? По существу, здесь необходимо говорить о целой методике подготовки учебного занятия. Алгоритм подготовки педагога к учебному занятию может быть следующим:
1 этап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы.
– Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
– В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?
– Насколько полно и качественно реализовано содержание?
– Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
– За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)^
– В зависимости от результатов что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?
– Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач.
2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:
– определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий),
– обозначение задач учебного занятия,
– определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного:
– определение вида занятия, если в этом есть необходимость,
– продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;
– подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.
3 этап. Обеспечение учебного занятия.
а) Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия).
б) Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала: подготовка заданий.
в) Хозяйственное обеспечение; подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.
Конечно, необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать высоких образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.
При подготовке занятия для педагога важны еще два момента.
Первый: подумать, как показать детям, ради чего этот материал «проходится», зачем он нужен.
Второй: как распланировать занятия, чтобы тема (раздел) не распадалась на несвязанные кусочки. Множество удачных примеров решения данной проблемы существует в отечественной дидактике. Учитель математики В.Ф.Шаталов, например, тему укладывает в один урок (с помощью опорных сигналов – специальных схем). Учитель истории С.Д.Шевченко законченный раздел (несколько уроков) изучает таким образом: после уроков, на которых дети получают новые знания, следует этап (2-3 урока) систематизации, обобщения и зачет. Обобщающий урок-семинар включает в себя синтетический (по всей теме) конспект (схему), самый обычный, без остроумных, но подчас головоломных выдумок, в котором четко обозначены связи между частями темы. Естественно, у каждого предмета, каждой темы могут быть свои особенности, и представить тему (раздел) так, чтобы она выступила как нечто цельное, единое, можно с обычным устным объяснением.
Советы педагогов, применяющих в своей работе элементы
теории решения изобретательских задач
1. Старайтесь планировать тему так, чтобы материал не распался, сохраняя цельность и внутреннее единство. Планируйте всю тему сразу. Предлагается следующая «технология». Положите перед собой столько листов бумаги, сколько занятий в теме. Распределите сначала главное: что на каком занятии будет изучаться; где труднее, что – легче; в зависимости от этого найдите формы работы, их сочетание. Тему, которая придется на пик вашей усталости лучше заранее спланировать на каникулах.
2. При планировании занятий старайтесь учитывать разный уровень учащихся. Основа будет везде одна (обязательные знания), но формы могут быть различные, разными будут задачи, упражнения.
3. Подумайте, кто из ребят, где, когда, с каким докладом может выступить.
4. Определяя цели занятия, разграничьте для себя обучающую и педагогическую цели. Естественно, разграничение условно. Обучающая цель – то, чему педагог хочет научить детей, что они должны на уроке узнать, понять. Педагогическая цель – то, чего педагог хочет добиться на данном занятии в плане воспитания и развития, учитывая особенности группы и отдельных учащихся.
5. «Проранжируйте» новый материал (что учащимся нужно к следующему занятию, что – несколько позже, может быть, в следующем году, а что – на всю жизнь). Такое ранжирование изменит акценты в подаче информации.
6. Особо продумайте, в какие моменты учащиеся должны активно включаться, что они должны делать (здесь я задаю вопрос – диалог (дискуссия), здесь они должны посмотреть иллюстрацию и т. п.)
7. Определите необходимый реквизит (плакаты, картины, приборы, проектор и т. д.).
8. Подготовьте резервный материал на тот случай, если Вы «придете к финишу за 5 минут до звонка». Опыт показывает, что такой досрочный финиш – беда многих молодых педагогов. В качестве резерва могут выступать (в зависимости от предмета) и задачи, и упражнения, и игры, и любопытная, интересная информация «в русле» темы.
9. Наметьте исследовательскую цель на предстоящее занятие. Удалось ли опробование нового приема, новой формы? Какова реакция детей? Органичен ли прием для Вас? Вписался ли в занятие? И т. п. Целесообразность экспериментаторства тем выше, чем сильнее группа; и наоборот, в слабой группе необходима консервативная и четкая структура занятия.
Эмоционально-психологическая подготовка педагога к занятию
1. Вспомните группу, где предстоит давать занятие. Вспомните опыт общения с ней: развивайте положительные ощущения, блокируйте отрицательные.
2. Планируя занятие (различные его моменты), представьте психологическую атмосферу реализации. Такое психологическое предвидение (проектирование), основанное на знании группы, поможет выбрать и средства обучения (до элементарного: в этой группе я эту иллюстрацию не покажу – я вижу их реакцию), и сделает планирование «прицельным» (я знаю их реакцию в этом месте – я изберу один тон, я слышу их возражения в этот момент – я изберу другой тон, сделаю паузу, пошучу и т. п.).
3. Вспомните взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте стереотипных установок к отдельным ребятам.
Литература
• Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984.
• Культура современного урока /Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997.
Электронные адреса опыта
Цели учебного занятия
Методы создания благоприятного психологического климата на учебном занятии
Методическое обеспечение учебного занятия
Особенности проведения занятия «Введение в образовательную программу»