А.С. Саврасов
ГОБУ ДОД ВО «ОЦДОГПВ»
«РУССКАЯ ИЗБА» – В МУЗЕЕ «ИСТОРИИ СЕЛА»[1]
Географически территория Воронежской области – это лесостепь, большей частью северные территории и степь – южные. В традиционной хозяйственной деятельности это имеет большое значение.
Несмотря на то, что природные условия во многом способствовали формированию культурно-экономической общности на Восточно-Европейской равнине, в этнокультурном пространстве существуют ареалы, выделяющиеся самобытными элементами материальной и духовной культуры.
Исторически сложившаяся этнически-территориальная система, к которой по принятой в отечественной этнологии классификации относится и население Воронежской области, получило название «Южнорусская этнографическая зона». Этническая специфика развития южнорусского населения составляет важный компонент народной (крестьянской) культуры. В школьном музее истории села этнографические особенности своей территории (населения) обычно отражаются в экспозиции «Русская изба» в музеях исторического профиля или – реже, в музеях под тем же названием, по сути этнографических, распространенных в меньшей степени.
Участие в выездных зональных семинарах с учебно-методической направленностью по организации и функционированию школьных музеев, которые проводил краеведческий отдел ГОБУ ДОД ВО «ОЦДОГПВ» в Калачеевском, Рамонском, Семилукском, Павловском, Верхнемамонском муниципальных районах, г. Воронеже позволило сформировать представление об этнографических экспозициях или представлении этнографического материала в школьных музеях области. Бросается в глаза следующее.
1. В большинстве музеев этнографические предметы представлены без системно. В таком случае, отсутствует не только общая тематическая специфика, отражающая основы экспозиции, но и самые элементарные знания о предметах. Например, время бытования предметов, их местные названия, имена владельцев или передавших их лиц (с выяснением истории нахождения этих предметов у них), типичность или уникальность их для данной территории. Важно также в экспозиции создать реконструкции использования предметов, включая макеты, модели, а для действующих экспонатов воспроизведение натуральной работы.
Вполне очевидно то, что в музее должна быть представлена как общая информация о предметах, так и информация, отражающая местную специфику. Из практики знакомства со школьными музеями мы в лучшем случае видим отражение лишь наиболее общей информации, тем самым обедняются представления культурных достижений населения южнорусской этнографической зоны.
2. В музеях или отдельных экспозициях «Русская изба» в ряде случаев дело обстоит так же, хотя формируется большее представление о комплексе этнографических материалов. К сожалению, встречаются и явные ошибки в интерпретации предметов, неправильном (нетрадиционном) месте их расположения в интерьере избы (хаты). Если внутренний интерьер как-то соблюдается, то в экспозициях сплошь и рядом отсутствуют представления об архитектурных особенностях, планировке жилого помещения, подсобных помещений, их комплексе – усадьбе и далее, об особенностях планировки населенного пункта.
3. К общим моментам относится неправильно оформленный этикетаж, мало используемые технические и художественные особенности оформления информации (макеты, муляжи, компьютерное моделирование видеорядов, передвижные тематические выставки, которые могут располагаться в предмузейном пространстве).
Вполне очевидно, что наши представления о народной культуре должны быть согласованы с ее сущностной стороной. В народной культуре очень мало вещей личностного звучания. Отношение к вещам объективно-инструментальное, а не объективно-личное. Жилище, орудия труда, социальные институты и другое – все направлено на выживание, и необходимость для деятельности в народной (крестьянской) среде. Все обусловлено этим – от рождения человека и до его смерти. Народную культуру человек получает с рождения.
Броское название «Русская изба», распространенное среди школьных музеев, должно отражать целый комплекс представлений о народной культуре по ее сути, а не стать каким-то искусственным термином с модернистским содержанием. Крестьянский дом «Русская изба» «Хата» – особое явление народной культуры. В относительно недавнем историческом прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности будь то село, деревня, хутор, слобода и другие населенные пункты. Слово «изба» и его варианты: ыстьба, истьба, истба, истобъка, истопка, истебка – были известны ещё в Древней Руси для обозначения жилого помещения. Крестьянский дом (изба) в массовом сознании имеет несколько значений: крестьянский дом вообще, со всеми надворными постройками, хозяйственными помещениями; жилая часть дома; только отапливаемое печью помещение. Принято считать, что они происходят от глагола «истопить».
Изба всегда служила человеку защитой от сил природы, олицетворяла его вещный мир, является объектом для изучения духовной жизни русского крестьянина. Наполнявшая дом утварь изготовлялась, приобреталась и хранилась там столетиями. Иногда предметы быта превращались в символические вещи. Народный быт и культура обладают глубокой преемственностью. С понятием «дом» соотносятся все важнейшие категории картины мира у человека.
Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей.
Только в южной, центрально-чернозёмной полосе Европейской России печь находилась в дальнем от входа углу. Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи – Красный угол. Там была расположена божница с иконами.
Вдоль стен шли неподвижные лавки. Над ними – врезанные в стены полки. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивался деревянный настил – полати. В южнорусских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный настил для спанья – пол, примост. Вся эта неподвижная обстановка избы строилась плотниками вместе с домом и называлась хоромным нарядом.
Передний угол с божницей и столом (красный угол) считался чистой, парадной половиной избы, пространство около двери и печи – печной угол, середина избы – рабочим местом. Печной угол осмыслялся как место нечистое, там жил домовой. В избе было как бы два сакральных центра, расположенных по диагонали: центр христианский и центр языческий.
Небольшое пространство избы, около 20 – 25 кв. м, было организовано таким образом, что в нём с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек, благодаря тому, что каждый член знал своё место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днём на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днём на женской половине (бабий кут) возле печи. Места для ночного сна: cтарики спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодёжь – под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в тёплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное – на лавке под полатями или на помосте около печи.
Каждый член семьи знал своё место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, то второй сын – по левую, третий – рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках.
Нарушать раз заведённый порядок в доме не полагалось.
В избе не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь.
Таким образом, приведенный пример, с учетом возможной местной специфики, показывает четкое регламентирование организации жизни и жизненного пространства у наших предков. Соответственно напрашивается и четко представленная экспозиция в музее села или отдельном музее «Русская изба». Конечно же, выяснение времени изменения традиций (распространение передвижной мебели, промышленных предметов хозяйства и быта, иная специфика их расположения, превращающаяся в местную традицию) должна фиксироваться в музейной документации и обосновываться в экспозиционном воплощении. История жилища, а вернее его жителей, отраженная в вещном мире, связана с историей своей местности и историей страны. Тем более, что объектом нашего разговора являются экспозиции или предметы народной культуры в большей степени относящиеся к первой половине XX века, т.е. относительно недавней истории. Отсюда представляется и уникальная возможность в музее «Русская изба» гармонично представить материалы, свидетельствующие об истории развития села, естественно с разработкой соответствующей тематической экскурсии.
Правильно (научно-обоснованная) экспозиция в музее «Русская изба» позволяет организовать и соответствующие тематические экскурсии, например, по таким темам:
- Устройство и убранство избы (включая предметы быта, кухонную утварь, мебель и все остальные особенности интерьера)
- Подворье (особенности планировки дома, хозяйственных построек и помещений, их хозяйственное использование, орудия труда, тягловая сила, средства передвижения и др.).
- Культура земледелия (особенности выращиваемых культур, технологические особенности сельскохозяйственного цикла, орудия труда и их устройство, использование тягловой силы, земледельческие культы и обряды).
- Ремесло и рукоделие
- Русский народный костюм
- Русское народное творчество
- Традиции и обряды в жизни русского человека
Важно, чтобы в реализации тематических экскурсий использовать соответствующие экспозиции или выставки, показать общее для крестьянского (народного) быта славянских народов и особенное, исходя из этнографической специфики конкретной местности.
В заключение отметим, что устранение имеющихся недостатков в развитии этнографических экспозиций в школьных музеях позволит ощутить ту самую этническую специфику южнорусского населения, выявить более локальные этнические особенности и традиции, наметить поиск их исторических корней. И, самое главное, воспитывать у молодого поколения правильное (научное) восприятие корней народной культуры.
Литература
Русская изба. Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь : ил. энцикл. / авт.-сост.: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Е. Л. Мадлевская [и др.]. – СПб. : Искусство–СПб, 2004. – 376 с. : ил.