Каждую неделю в Год педагога и наставника Региональный центр «Орион» будет публиковать интервью с лучшими из лучших. С теми, кто готовит ребят к олимпиадам, проводит увлекательные занятия по дополнительным программам, помогает выигрывать в областных и Всероссийских конкурсах.

Знакомьтесь, сегодня наше интервью с учителем истории и координатором клуба «Большой перемены» Борисоглебской школы №10, наставником победителя 1 и 3 сезона Всероссийского конкурса «Большая перемена», амбассадором Всероссийского конкурса соавторов Российского движения детей и молодёжи, Анной ПОСТНИКОВОЙ.

Анна Ивановна, как Вы понимаете выражение «педагог-наставник»?

  • Педагог-наставник – это человек, способный помочь не только знанием и умением, но и добрым словом, советом. Наставник, на мой взгляд, это опора для ребят совершенно в любых вопросах. Рука наставника должна быть надёжной, слова – мудрыми и нужными.

Какого педагога можно считать профессионалом своего дела?

  • Я считаю, профессиональный педагог глубоко знает свой предмет, в совершенстве владеет методикой обучения и воспитания, чувствует и понимает детей, а также находит общий язык с коллегами, что немаловажно!

Что, на Ваш взгляд, сложнее – быть педагогом или быть наставником?

  • Достаточно трудный вопрос… Педагог – это человек, который занимается передачей знаний ученикам. Наставник – это опытный советник для другого человека. Я не могу разделить эти понятия, так как сама являюсь и педагогом, и наставником. Не представляю, как одно может существовать без другого, хотя больше склоняюсь к тому, что наставником быть сложнее. Педагог может затрагивать одну сферу деятельности ребят, а наставник – многие.

Каким должен быть современный педагог?

  • На этот вопрос я отвечу строчками из песни «Ода педагогу», написанной моими друзьями – Михаилом Громовым в соавторстве с Еленой Красовской:

Настоящий педагог –

Он всегда немножко бог,

С ним идти по жизни детям легко,

Он укажет верный путь,

Растолкует жизни суть,

Нужно каждому найти своего.

Педагог — наставник сердца твоего.

Анна Ивановна, расскажите, почему Вы решили стать педагогом? А если не педагогом, кем бы стали?

  • Я с самого детства представляла себя именно педагогом. Глядя на мою маму, Попову Елену Николаевну, которая всю жизнь проработала учителем математики, хотелось тоже обучать деток, устраивать внеклассные мероприятия, ездить на экскурсии… Позже возникла мысль стать психологом, в итоге окончила педагогический институт с красным дипломом. Если бы не стала педагогом, то психологом, расширяя свою сферу деятельности. И ещё я чувствую, что во мне есть предпринимательская жилка!

Назовите три главных принципа Вашей работы.

  • Искренность, создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ученика, формирование стойкой мотивации ребёнка к развитию.

Каким образом можно заинтересовать ребёнка и мотивировать его познавательную активность?

  • Я считаю, что нужно поощрять ребёнка – демонстрировать лучшие результаты и обязательно говорить об этом родителям обучающегося. Надо прислушиваться к идеям учеников. Если ребята сами берут на себя ответственность за то или иное мероприятие, за то, что происходит в классе, то и поводов для жалоб у них остаётся меньше – появляется ощущение своей значимости. Необходимо хвалить ребят за достижения вне класса. Это поможет выстроить доверительные отношения между педагогом и обучающимися. Рекомендую показывать, что знания обеспечивают будущее и рассказывать ребятам о перспективах хорошей учёбы.

Какая модель общения с обучающимися Вам ближе? Почему?

  • Для меня ближе всего личностно-ориентированная модель общения. Её цель: обеспечить чувства психологической защищённости ребёнка, доверие к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности. Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребёнком в процессе общения. Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

Что самое трудное в Вашей профессии?

  • Может наступить профессиональное выгорание, возникнуть сложность в общении с детьми и родителями.

Как же его избежать?

  • Чтобы снизить тревогу и количество мыслей о работе, найдите увлечения и хобби, которые вас будут радовать. Рекомендую «смену картинки» – это любые поездки, пусть и ненадолго, например, на один день! Они даже могут быть связаны с работой. Например, посещение образовательной программы, форума и т. д. Это очень помогает в работе, придаёт силы, заряжает позитивом и хочется творить дальше!

Какая книга произвела на Вас самое сильное впечатление в жизни? И почему Вы рекомендовали бы её прочесть?

  • Трудно выделить одну книгу. Я очень люблю историческую литературу, но если вернуться в детство, то сильное впечатление произвела книга Е. Ильиной «Четвёртая высота». Она повествует о жизни простой, но очень волевой девушки — Гули Королёвой. Ещё в детстве она начала сниматься в кино, при этом девочка хорошо училась в школе и старалась добиваться отличных результатов во всём. Первое значимое достижение Гули произошло на съёмках —ей удалось заставить упрямого коня прыгнуть через препятствие. Второй её «высотой» была успешная сдача экзамена и переход в восьмой класс. Затем Гуля прыгнула с восьмиметровой вышки. Четвёртую свою «высоту» она взяла во время войны. К сожалению, этот героический бой оборвал жизнь храброй девушки. Я восхищаюсь твёрдостью характера Гули, её умению не опускать руки, способностью уверенно достигать свои цели.Она учит не сдаваться перед трудностями, преодолевать любые препятствия, любить свою Родину. На многие трудности смотришь иначе, прочитав эту книгу, поэтому всем советую к прочтению.

В чём заключается призвание педагога?

  • «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию…» (Л. Толстой).

Анна Ивановна, поделитесь Вашей профессиональной мечтой.

  • Профессиональная мечта в большей степени связана с моими наставляемыми. Мечтаю, чтобы каждый из ребят вырос достойным гражданином, добился в жизни значимых высот и не забывал о своих наставниках.