В нашей рубрике #ТалантыОриона мы продолжаем знакомить вас с одарёнными детьми Воронежской области.

И сегодня мы публикуем интервью с победительницей Комической программы «Сириус 2021» по направлению «Terra Notum. Геоинформационные системы и технологии», одиннадцатиклассницей школы с углубленным изучением отдельных предметов № 8, ученицей Детского эколого-биологического центра «Росток» Александрой АМИНЕВОЙ.

Космическая программа – это заключительный этап конкурсов «Дежурный по планете». Ее организаторами выступил Образовательный центр «Сириус» совместно с Министерством просвещения, науки и по делам молодежи КБР, Госкорпорацией «Роскосмос», Фондом содействия инновациям, Сколковским институтом науки и технологий и Кружковым движением НТИ. Космическая программа «Сириус 2021» проходила в Нальчике. 130 школьников из 39 регионов России решали актуальные научные задачи от экспертов ракетно-космической отрасли: проектировали CubeSat, вели исследования лесных массивов региона, исследовали состояние льдов северного морского пути, запускали ракеты, создавали модели полезных нагрузок для планетоходов роверов. 25 марта у ребята прошла защита проектов и были названы имена победителей в каждом из направлений.

Как ты попала на Космическую программу «Сириус 2021»?

На космическую программу я попала, так как стала призером конкурса «Высший пилотаж» от Высшей школы экономики. Мой проект был связан с дистанционным зондированием земли и обработкой космоснимков. А сама идея проекта мне пришла во время работы над этапом «Командное состязание» конкурса «Большая перемена».

Чем ты занималась на программе?

Космическая программа Сириус-2021 проходила в городе Нальчик на базе Детской академии творчества «Солнечный город». 130 школьников из 39 субъектов Российской Федерации объединились в команды по 8 направлениям и реализовывали проекты под руководством экспертов ракетно-космической отрасли. Вся научная смена длилась 15 дней. 8 дней по 6 часов мы работали над проектом, но на самом деле получилось больше. В рамках направления «TERRA NOTUM: Геоинформационные системы и технологии» мы рассматривали радиолокационные снимки Северного ледовитого океана для классификации льдов.

Как называется твой проект? О чём он? Как его можно применить на практике?

В моей команде было ещё три девочки. Все мы из разных городов и разного возраста, но это не помешало нам создать крутой проект «Нейросетевые технологии в анализе ледовой обстановки моря Лаптевых». Мы использовали радиолокационные снимки моря Лаптевых за период январь-март 2021 года для создания самоорганизующейся нейросети, автоматически классифицирующей льды по космоснимкам. Конечным продуктом проекта являются карты ледовой обстановки, которые можно использовать для определения оптимального места строительства нового порта (Янский залив). Также эти карты могут использовать заинтересованные компании, занимающиеся геологоразведкой (в море Лаптевых есть шельфовые месторождения газа и нефти), нефтегазодобычей, транспортировкой грузов по Северному морскому пути.

Что на программе тебе запомнилось больше всего?

На протяжении всей смены мы не только работали над проектами, но и были слушателями различных лекций от представителей ведущих компаний, связанных с космосом: «Роскосмос», «Лоретт», «Сканекс» и т.д.

Чему ты научилась на программе? Как эти знания ты планируешь использовать в будущем?

Я научилась обучать самоорганизующиеся нейронные сети и создавать эталоны для них, дешифрировать радиолокационные снимки льдов, что достаточно сложно, ведь они черно-белые. После программы начала рассматривать возможности поступления в вуз на специальность «Геоинформационные системы и технологии».

Удалось ли тебе подружиться с кем-то из ребят из других регионов? Продолжаешь ли ты с ними общение?

Во время программы практически не было времени на общение, только если на экскурсиях. Но я сдружилась с ребятами из моего направления, особенно с девочками из команды. Теперь у меня есть хорошие знакомы из Москвы, Челябинска, Казани, Уфы, Красноярска, Белгорода и Самары. Надеюсь, что мы когда-нибудь встретимся!

Что ты почувствовала, когда узнала о победе в программе? Как отреагировали твои родные и друзья?

Не люблю хвастаться, но это не первая моя победа во всероссийском и даже международном конкурсе. Победа в конкурсе «Дежурный по планете» стала новым шагом в развитии. У меня большая семья, родные поддерживают во всех начинаниях, искренне радуются успехам. Очень здорово ощущать их тепло и поддержку.

Чем ты планируешь заниматься в ближайшие несколько лет?

В планах у меня поступить в московский вуз, уже есть несколько вариантов. Буду развиваться в профессиональном плане, продолжать работать в экологическом и добровольческом направлениях.

В какой точке земного шара ты хотела бы побывать и почему?

Я хочу начать свое большое путешествие с России. В нашей стране есть множество красивых и удивительных мест, уникальных объектов природы. Моя мечта – побывать во всех 108 заповедниках и 63 национальных парках России.

Если бы ты встретилась с Президентом России, о чём бы ты его попросила?

Я уже встречалась с Владимиром Владимировичем в рамках V Международного форума добровольцев, на который я попала как победитель всероссийского конкурса «Добро не уходит на каникулы». Но мне не удалось лично задать свой вопрос. Если представится такая возможность, я попрошу о создании программы модернизации и технического оснащения обыкновенных школ и организаций дополнительного образования. В последнее время строится и открывается много новых оснащенных школ, но старые зачастую не имеют возможности закупить необходимое оборудование и сделать современный ремонт. Моя школа была основана в 1936 году, т.е. ей уже 85 лет. У нас нет оборудованного кабинета химии, всего один кабинет оборудован современными компьютерами и интерактивными досками, но этого конечно не достаточно. Тогда как в новых школах есть 3D-принтеры и кабинеты робототехники. У педагогов дополнительного образования есть желание открыть новые экологические и творческие направления для обучающихся, но возможности закупить необходимое оборудование ограничены. Даже на Космической программе Сириус-2021 мы работали в демоверсии программы, рассчитанной на 15 дней. А для полноценной работы над различными проектами по дистанционному зондированию Земли нужна полная версия программы, которая стоит 45 тыс. рублей на один компьютер. Не у всех школ и организаций допобразования есть возможности приобрести техническое и материальное оснащение для полноценного и разностороннего обучения, работы над проектами.

Кем ты видишь себя через 10 лет?

Современным, молодым и востребованным профессионалом. Пока не знаю в какой сфере, но я уже иду к своей цели!