Формы массовой работы школьного музея — Образовательный центр «Орион»

Формы массовой работы школьного музея

Областное государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Областной центр дополнительного образования,

гражданского и патриотического воспитания»

Библиотечка руководителя школьного музея

Формы массовой работы школьного музея

 

 

 

Составитель: Н. И. Решетников,

кандидат исторических наук,

старший преподаватель кафедры

музейного дела

Всесоюзного института повышения

квалификации работников культуры

2011

Методические рекомендации по организации массовой работы школьного музея

  1. БЕСЕДА. Главной отличительной чертой беседы в музее является использование в ней музейных предметов и опора на экспозиционные комплексы. Беседу можно проводить не только на экспозиции, но и в классе: в ходе классных часов, во время урока или во время проведения внеклассных мероприятий. Тематика бесед основывается на конкретной экспозиции школьного музея или каком-то ее разделе.
  2. ВАХТА ПАМЯТИ. Обычно проводится в дни памятных дат. Школьный музей может принимать в ней самое непосредственное участие: он готовит материалы для митинга, у памятного или мемориального места организует встречи с ветеранами; проводит тематические беседы, встречи, вечера. В этот день может быть открыта выставка музейных коллекций или новых поступлений. Мероприятия вахты памяти могут проводиться в течении дня или длиться несколько дней в зависимости от конкретных обстоятельств.
  3. ВЕЧЕРА. Широко применяются в музейной практике, их может готовить непосредственно сам музей, и тогда все содержание вечера основывается на музейных коллекциях или поисковой краеведческой работе. Музей может принимать участие в общешкольном вечере. В этом случае актив музея в своих выступлениях использует музейные предметы, фонозаписи, демонстрирует слайд-фильмы и т.д. в зависимости от тематики вечера, его целей и задач. Вечера могут быть по своему содержанию самого разнообразного характера.
  4. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА – их следует проводить, исходя из тематики и профиля музея. Это могут быть циклы вечеров, посвященные истории края, выдающимся землякам, местным поэтам и композиторам, знатным хлеборобам, новаторам производства, изобретателям и рационализаторам. Вечера могут быть историческими, фольклорными и т.д. На таких вечерах отдельные экспозиционные сюжеты раскрываются более подробно, с различного рода иллюстрациями и инсценировками. По аналогии с тематическими проводятся и ВЕЧЕРА ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ.
  5. Одной из новых форм, появившихся в музейной практике сравнительно недавно, являются и ВЕЧЕРА – ПОРТРЕТЫ. Они посвящаются выдающимся землякам, учителям, выпускникам школы и проводятся в связи с их юбилейными датами, по поводу присвоения им ученых званий, успешного завершения научных исследований и т.д.
  6. В школьном музее можно проводить и ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА. На них, как правило, представляются творческие работы учащихся разных поколений, конкурсные работы любительских объединений, выставки образцов изделий учеников, учителей, родителей, заводских рационализаторов и изобретателей. На таких вечерах выступает музейный актив, показывая мастерство своей творческой деятельности.
  7. ВИКТОРИНА КРАЕВЕДЧЕСКАЯ. Это своеобразная игра-состязание, в результате которой определяются знатоки родного края. Обычно викторина проводится во время краеведческих конференций, вечеров, слетов музейного актива и т.д. Она помогает выделить среди учеников наиболее подготовленных и любознательных для привлечения их к музейной работе, викторина ориентирует ее участников на знание дат, событий, имен, названий улиц, населенных пунктов, предприятий, способов ведения хозяйства и т.д.
  8. ВСТРЕЧИ. Традиционно они проводятся в актовом зале с приглашением большого числа учащихся из разных классов. Гости обычно выступают с торжественными речами, обращаются к школьникам с различными призывами и наставлениями или долго и утомительно рассказывают свои биографии. Но такие встречи носят заформализованный характер и проходят неинтересно и малоэффективно. Более целесообразны встречи в узком кругу, с одним коллективом (класс, отряд, музейный кружок), где может состояться задушевная беседа и на общественно-политическую тему, и по насущным проблемам текущего дня. На встречу в школьный музей могут быть приглашены ветераны войны и труда, передовики и новаторы производства, представители трудовых династий, руководители предприятий, народные депутаты, учителя, выпускники школы и т.д.
  9. ДНИ МУЗЕЯ. Они могут проводиться по самому разнообразному плану и самому широкому кругу вопросов. Прежде всего – это дни открытых дверей для посещения музея школьниками, родителями и местными жителями. В эти дни работают все экскурсоводы, музейные кружки и секции, проводятся различные занятия и внешкольные мероприятия. Любой человек может получить в музее самую разнообразную консультацию, сделать выписки из музейных документов, снять копии с интересующего его документа и т.д. Откройте двери музея для всех желающих 18 мая – в Международный день музеев.

10.  КОНКУРСЫ. Школьный музей может быть их организатором или принимать участие в общешкольных, районных и городских конкурсах прикладного творчества, изобразительного искусства, мастеров поделок из природного материала и т.д., организуя из фондовых коллекций выставки конкурсных работ прошлых лет. Может быть проведен конкурс докладов и сообщений о поисковой работе, лучшие из которых будут экспонироваться на выставках. Можно организовать выставку по результатам конкурсов профессионального мастерства родителей, работ рационализаторов и изобретателей, народных умельцев и т.д.

11.  ЛЕКЦИЯ МУЗЕЙНАЯ. Эта форма работы рассчитана в основном на старшеклассников. В музейной лекции предусматривается глубокое изложение событий с выявлением их причинно-следственных связей. В основе лекции должен лежать музейный предмет или коллекция. Необходимо также использовать другие источники (в том числе архивные) и научно-популярную литературу. В лекции следует показать степень разработанности темы и возможные аспекты ее более глубокого и разностороннего самостоятельного изучения. В плане школьного музея желательного наметить цикл становится лекторием.

12.  МУЗЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК. Это одна из новых форм массовой научно-просветительской работы музеев, представляющая собой комплекс (объединенных единой тематикой) элементов экскурсии, тематического вечера, театрализированного представления, встречи на экспозиции и других форм работы.

13.  МУЗЕЙНЫЙ УРОК. В школьном музее его можно организовать в различной форме, но единым требованием является использование музейного предмета, его глубокое изучение. Музейный урок может иметь два значения: урок мужества, отваги, патриотизма и нравственности, учебные и обучающие уроки по различным школьным дисциплинам (истории, географии, литературе, природоведению).

14.  УСТНЫЕ ЖУРНАЛЫ. Проводятся по традиционной форме с использованием диа- или эпипроектора в сопровождении с слайдофильмами и фонозаписями. Страницы устного журнала могут быть посвящены одной теме, которая раскрывается с помощью различных музейных источников. И, конечно, историю музейного предмета, его легенду нужно раскрывать эмоционально, приближенно к художественной форме.

15.  ЭКСКУРСИИ. Словарь музейных терминов определяет экскурсию как коллективный осмотр музея (а также достопримечательных мест и объектов природы) по определенному маршруту с познавательными, воспитательными и научными целями. Она служит для удовлетворения эстетических потребностей населения и организации свободного времени. Экскурсия является одной из основных форм научно-просветительской работы. Она может быть обзорной и тематической, проблемной и комплексной.

16.  Многие музейные клубы накопили достаточно большой опыт проведения КРАЕВЕДЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ, ставших благодаря их постоянной деятельности традиционными. На них юные следопыты рассказывают о поисковой работе, новых открытиях, интересных встречах. При подготовке к конференции стремитесь к тому, чтобы доклады и сообщения не были только отсчетами о проделанной работе. Отчеты заслушиваются на специальных заседаниях совета музея, штаба экспедиции и т.д., а доклад на конференции – это рассказ о том, как был организован поиск, что нового и интересного узнали следопыты, каким пред ними раскрылось то или иное событие, какие возникают перспективы развития краеведческой работы и т.д.

17.  ПРОЕКТ. В нашу жизнь входят новые технологические процессы, среди которых и социально-педагогическиое проектирование, предлагающее обучение и развитие учащихся на активной основе через целесообразную деятельность, сочетающуюся с личными интересами детей. Метод проектов предусматривает наличие значимой в исследовательском плане проблемы.

Темы проектов выбирают ребята вместе с руководителями школьных музеев. Работа над проектом в соответствии с определенными стадиями исследовательской деятельности: выбор темы проекта, выделение подтем в проекте, формирование творческих групп, подготовка материалов к исследовательской работе, определение форм выражения итогов проектной деятельности, разработка проекта, оформление результатов презентация работы, рефлексия.

 

 

Литература:

Решетников Н. И. Формы массовой работы школьного музея. Методические рекомендации. М., 1990, 36 с.

 

Компьютерная верстка – Ю. Н. Стебунова

 

394027 г. Воронеж, ул. 9 Января, д. 161 ОГОУДОД «ОЦДОГПВ» тел: 276-27-35