Методические рекомендации по обеспечению доступности до для детей из сельской местности — Образовательный центр «Орион»

Методические рекомендации по обеспечению доступности до для детей из сельской местности

Государственное бюджетное учреждение Воронежской области

«Областной центр развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи»

Региональный модельный центр дополнительного образования детей Воронежской области

Методические рекомендации

по внедрению моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей в сельской местности

Воронеж

2018 г.

Методические рекомендации по внедрению моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей в сельской местности

разработаны в ходе реализации регионального проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

Одним из планируемых результатов проекта является обеспечение доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности.

При разработке методических рекомендаций был использован опыт г. Москва, Костромской, Саратовской, Калининградской и Воронежской областей.

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе:

— Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

— Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

— Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

— методических рекомендаций по развитию сети образовательных организаций и обеспеченности населения услугами таких организаций, включающие требования по размещению организаций сферы образования, в том числе в сельской местности, исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации, с учетом возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры и других факторов, влияющих на доступность и обеспеченность населения услугами сферы образования (Письмо Минобрнауки России от 4 мая 2016 г. № АК-950/02);

— методических рекомендаций Федерального проектного офиса приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» «Типовая модель реализации модульных программ дополнительного образования детей для сельской местности» (Королев, 2017 г.).

С учетом специфики региональных и муниципальных особенностей системы образования для реализации предлагаются следующие модели и формы работы по обеспечению доступности дополнительного образования для детей в сельской местности:

Модель с использованием форм сетевого взаимодействия и сетевой формы реализации образовательных программ

Данная модель может предполагать несколько разновидностей в зависимости от типов учреждений, с которыми выстраивается сетевое взаимодействие. Суть модели – создание сети заинтересованных партнёров в реализации проекта. Его участниками становятся не только образовательные организации (дошкольного образования, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, высшие учебные заведения), но и представители бизнеса, социальной сферы, в том числе негосударственные организации. Решение образовательных задач, которые не под силу одной образовательной организации, осуществляется во взаимодействии с бизнесом и социальными институтами. Взаимодействие генерирует новые формы работы: образовательный комплекс, совместные образовательные программы, сетевое взаимодействие между учреждением дополнительного и учреждениями общего и профессионального образования и др. Каждый из участников сети вносит вклад в реализацию проекта, в том числе в виде ресурсов. Возможные отношения определяются на основе программирования сетевой деятельности.

Социальное партнерство в системе образования следует понимать, как:

— партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;

— партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;

— партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

Сеть – способ совместной деятельности, основой возникновения которой является определенная проблема, при этом в ней заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть, важная черта – наличие общей объединяющей цели.

Как сетевые могут быть использованы следующие ресурсы:

— кадровые ресурсы;

— информационные ресурсы (базы данных, электронные библиотеки и т.д.);

— материально-технические ресурсы (лабораторная база, специализированные помещения, учебно-производственное оборудование, инструменты и материалы, компьютерные модели и т. д.);

— учебно-методические ресурсы (дополнительные общеобразовательные программы; методические материалы (пособия, рекомендации для педагогов и обучающихся и т.д.); диагностический инструментарий для оценки уровня освоения учебного материала; компьютерные обучающие и диагностирующие программы и т. п.);

— социальные ресурсы – партнерские связи с предприятиями и организациями реального сектора экономики региона; «горизонтальные» связи в профессионально-педагогическом сообществе региона; связи с общественными объединениями и некоммерческими организациями, выражающими интересы работодателей, профессиональных сообществ и т.д.).

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений – совместная скоординированная деятельность субъектов, ориентированная на достижение конкретных согласованных целей.

В процессе сетевого взаимодействия возникает совместная деятельность образовательных учреждений, в результате которой формируются совместные группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений, т.е. в сетевой форме реализации образовательных программ.

Аспекты сетевого взаимодействия в образовательной деятельности:

1. Как правило, наличие единого координационного центра.

2. Может выстраиваться вокруг совместной образовательной программы (в сетевой форме реализации образовательных программ), при этом каждый из участников вносит вклад в ее реализацию в виде ресурсов.

3. Обучающийся при разработке или выборе индивидуального образовательного маршрута оказывается в ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей.

При организации сетевого взаимодействия важно учесть, что:

— основу сети должны составлять не унифицированные образовательные организации, не стандартизированные программы, а оригинальные модели, авторские школы, вариативные курсы, модульные программы и т.п.;

— сеть строится не на сходстве образовательных инициатив, а на объединении вкладов в разрешение определенной социокультурной проблемы;

— для организаций дополнительного образования участие в сетевых проектах – дополнительная возможность собственного развития, формирования источников внебюджетного финансирования, обеспечения занятости педагогов в реализации проектов взаимодействия образовательных организаций;

— основная идея организации сетевого взаимодействия организаций дополнительного образования с другими организациями – обеспечить переход от заказа ребенка – к заказу партнерам.

Комплекс условий организации эффективного сетевого взаимодействия:

— организационные условия: создание информационно-образовательной среды, наличие ресурсов у участников взаимодействия, создание координирующего центра, совместное планирование и согласованность действий, деятельность в нормативно-правовом поле;

— финансовые условия: многоканальное финансирование, обеспечение экономической эффективности сетевого взаимодействия, развитие платных образовательных услуг;

— материально-технические условия: использование возможностей сетевых партнеров для восполнения недостатка материально-технических ресурсов образовательной организации;

— кадровые условия: профессиональная компетентность ключевых исполнителей сети, их готовность к обучению и переменам;

— нормативно-правовые условия: разработка пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок построения правоотношений в условиях сетевого взаимодействия;

— информационные условия: информационная поддержка в сети интернет, взаимодействие со СМИ, создание банка информации, предоставление информации на сайтах;

— мотивационные условия: создание мер стимулирующего характера для специалистов (конкурсы, гранты, взаимный интерес);

— научно-методические условия: разработка сетевых планов, образовательных программ, программ психолого-педагогического сопровождения, проведение методических семинаров, мастер-классов и др.;

Потенциал сетевого взаимодействия для образовательных организаций:

— возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

— привлечение специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);

— материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;

— методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования,

— уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;

— возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей.

Сетевое взаимодействие может организовываться в следующих моделях: концентрированная (ресурсная и координационная), распределенная (инструментальная и идентичная) и модель цепи.

Концентрированная

Концентрированная ресурсная

В качестве центра (К) может выступать либо уже существующее образовательное учреждение, на базе которого аккумулируются все возможные ресурсы, либо вновь организуемый центр.

Центральным звеном ресурсной концентрированной модели будет выступать ресурсный центр, к которому могут обратиться все участники сетевого взаимодействия.

Предназначение такого центра в том, чтобы аккумулировать и распределять все необходимые ресурсы, (кадровые, информационные, финансовые и т.д.).

Концентрированная координационная

Ориентирована на создание регулирующего центра, который будет направлять и координировать деятельность по достижению той цели, ради которой и стало формироваться сетевое взаимодействие.

Это – более жесткая структура, поскольку центральный элемент этой сети выступает не просто как «хранитель» ресурсов, доступных всем, но и как управляющий и координирующий субъект той деятельности, ради которой сеть была сформирована. Также возможно создание ассоциации или союза.

Распределенная

Распределенная инструментальная

Ресурсный центр как таковой отсутствует, а каждый участник имеет возможность создать свою собственную траекторию жизнедеятельности и развития. В такой модели участники договариваются о сотрудничестве в достижении своих образовательных целей, создавая возможность пользоваться, при необходимости, ресурсами друг друга.

Инструментальная сеть создается исключительно для обмена ресурсами (любыми) в случае, если каждая в отдельности организация не может решить свои задачи в этом отношении самостоятельно. При этом у каждого участника свои цели и задачи, они несут уникальный ресурс, не дублируя, а дополняя друг друга. Юридически это может быть либо просто система договоров, либо форма простого товарищества.

Распределенная идентичная

Идентичная сеть – создается на основе формулирование общей цели и задач ее участниками на основе совместного использования ресурсов. Основной причиной выбора данной модели сетевого взаимодействия является потребность у основных субъектов образовательной деятельности в формировании единого понимания цели образовательной программы на данной территории и средств ее достижения. Может быть в форме простого товарищества, ассоциации или союза.

Модель цепи

Модель цепи предполагает, что участники сети последовательно друг за другом участвуют в решение определенной проблемы или достижении какой-то цели.

Отличие от всех предшествующих в том, что если там все участники в принципе могут взаимодействовать друг с другом, то здесь цепь взаимодействий четко определена. При этом есть самое первое звено, которое определяет и цель, и желаемых участников и организует деятельность.

Модель цепи четко проявляется, если сетевое взаимодействие осуществляться для реализации индивидуального плана учащегося. Может быть в форме простого товарищества или регулироваться системой договоров.

Кроме того, дополнительные общеразвивающие программы могут реализовываться посредством сетевой формы совместно с организациями других типов». Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, а также предусматривает совместную разработку и утверждение образовательных программ (п.2 ст.15 ФЗ «Об образовании в РФ»). В соответствии с вышеуказанной статьей ФЗ «Об образовании в РФ» организации дополнительного образования, реализующие дополнительные общеразвивающие программы посредством сетевой формы совместно с организациями других типов, обязаны иметь оформленные должным образом договор и совместно утвержденную программу.

Модель с использованием дистанционного обучения

Данная модель предполагает обучение посредством цифровой образовательной среды. При этом происходит включение обучающихся в открытое образовательное пространство.

Содержание углубленного предметного образования, реализуемого с использованием дистанционных технологий, создаёт образовательные условия с возможностью самореализации в различных видах исследовательской, творческой, проектной деятельности. Кроме того, реализуется возможность построения и реализации обучающимися индивидуальных образовательных траекторий.

В форме дистанционного обучения можно реализовывать образовательные программы, отдельные модули образовательной программы, образовательные мероприятия (семинары, вебинары и пр.)

Кроме того, использование данной модели обеспечивает развитие профессиональной культуры педагогов.

Модель с использованием мобильного обучения («Мобильный педагог»)

Данная модель предполагает решение проблем территориальной удаленности образовательных учреждений и нехватки кадров. В рамках реализации данной модели можно организовывать выезды высококвалифицированных педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность, в образовательные организации, расположенные в отдаленных населенных пунктах. При этом, возможно использование разнообразного оборудования (мобильные автогородки, мобильный детский технопарк, мобильные лаборатории и т.д.). Данная модель позволяет решать следующие задачи: создание площадки для самореализации; повышения уровня профессионализма педагогов; создание условий для трансляции собственного опыта в любом муниципальном образовании; повышение качества образовательных результатов. При реализации данной модели возможно использование краткосрочных образовательных программ, модульных программ.

Модель с использованием модульных программ и краткосрочных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Модульная программа – это система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности всех модулей конкретной образовательной программы.

В отличие от обычных программ дополнительного образования, они рассчитаны на короткие сроки. Разные уровни прохождения программы позволяют выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка. Модульное построение дополнительной образовательной программы позволяет формировать новые личностно – профессиональные установки по отношению к ребенку, его субъектности и самоопределению. Открытость, внутренняя подвижность содержания и технологий, учет индивидуальных интересов и запросов — важнейшие характеристики модульных программ.

Краткосрочные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы могут реализовываться через выездные сессии в каникулярное время, во время проведения образовательных сборов, профильных смен, тематических лагерей. Возможно использование очно-заочной формы занятий. Очная часть программы может быть направлена на знакомство детей с определенным видом деятельности и формирование мотивации к нему. Затем обучающиеся, например, в дистанционной форме, осваивают теоретический блок и выполняют практические и тестовые задания. Практические задания программы должны быть направлены на создание конкретного продукта, с которым ребенок может участвовать в конкурсе соответствующего направления или применить в дальнейшей деятельности. Структура краткосрочных программ соответствует требованиям к структуре дополнительных общеобразовательных программ.

Реализация краткосрочных программ позволяет организовать не только отдых и оздоровление детей, но и образовательную деятельность, формирующую качественные параметры у подрастающего поколения, которые позволяют детям в дальнейшей жизни включиться в жизнь социума, достойно трудиться, занять соответствующую социальную нишу. Они способствуют возникновению уникальных образовательных возможностей по формированию нового жизненного опыта у ребенка.

Помимо предложенных моделей целесообразно использовать следующие формы работы по обеспечению доступности дополнительного образования детей в сельской местности.

Данные формы работы строятся на использовании активности обучающихся. Процесс активного участия школьников в различных видах внеучебной деятельности (познавательной, трудовой, художественной, спортивной и др.) происходит в рамках внешкольных объединений — организационно-структурных подразделений системы дополнительного образования детей (объединениях, секциях, студиях, клубах, обществах и пр.) При этом достигается цель: создание организационно-педагогических условий формирования активности обучающихся средствами дополнительного образования.

Одной из ведущих целей образования является решение проблемы формирования гражданской, социальной, познавательной, двигательной активности и творческого потенциала обучающихся. Эти виды активности формируются не только в общеобразовательной школе, но и за ее пределами.

Предлагаемые формы работы по обеспечению доступности дополнительного образования детей в сельской местности:

— включенность обучающихся в исследовательские проекты и образовательные проекты. Проектная деятельность способствует формированию практических умений создавать проекты, внедрять их в социальную среду, добывать нужную информацию, сотрудничать с партнѐрами, руководить другими людьми, осуществлять мониторинг ситуаций, просчитывать риски, выбирать оптимальные средства для решения задач. Исследовательская деятельность способствует умению самостоятельно

добывать знания, и направлена на формирование исследовательской культуры мышления, в основе которой лежит способность: видеть противоречия и проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать, описывать и объяснять факты, наблюдать, проводить эксперименты. Исследовательский процесс предполагает использование методологических основ научной деятельности, но при этом он все-таки не является научным в полном смысле этого слова. Поэтому целесообразнее рассматривать эту деятельность как учебно-исследовательскую;

— участие в профильных сменах, тематических сборах, школах на базе муниципальных, региональных, всероссийских, международных площадок. Летний лагерь, как значимый элемент системы дополнительного образования детей, обладает особым воспитательным потенциалом для социализации и личностного развития детей. Ребенку создаются реальные условия для динамичного и интенсивного взаимодействия, общения со сверстниками, предоставляются широкие возможности для реализации своей творческой активности, что в результате позволяет ему изменять свои представления, стереотипы, заложить основу для формирования новых форм отношений, принципов поведения и ценностных ориентаций. Профильный лагерь имеет свою специфику, усиливающую образовательный и воспитательный эффект.

— участие в конкурсах муниципального, зонального, регионального, межрегионального, всероссийского и международного уровней. Данная форма работы ориентирована на создание спектра современных конкурсных форм образовательной деятельности, создающих условия для жизненного и профессионального самоопределения сельских школьников. При этом для каждого ребёнка должна быть создана своя площадка для демонстрации своих достижений на разных уровнях. Педагогические технологии коллективной и индивидуальной работы с детьми, используемые при реализации данной формы работы, обеспечивают развитие инициативы и творчества детей, создают благоприятные условия для жизненного и профессионального самоопределения молодёжи.

— участие в образовательных мероприятиях (конференциях, форумах и т.д.) Данная форма работы направлена на формировании учебно-исследовательской компетенции обучающихся. Современный уровень развития российского общества выдвигает новые требования к активности личности. Возросла роль таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Активность помогает личности конструктивно действовать в разработке жизненной стратегии и тактики поведения, в общении и взаимодействии, в разрешении познавательных ситуаций. Эти качества получили название ключевых компетенций, которые определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

В заключении необходимо отметить, что за счёт ресурсов дополнительного образования детей целенаправленно создаются условия для позитивной социализации сельского ребёнка в семье, в локальных и региональном социокультурном пространстве.

Во внешкольном пространстве села, благодаря активно-творческой работе с детьми на основе дистанционного, сетевого взаимодействия, проектной деятельности, происходит значительное расширение возможностей для жизненного и профессионального самоопределения сельских школьников. Проведение досуговых, обучающих, творческих занятий с детьми, праздников с использованием местных культурных традиций, сопровождение образовательной и творческой деятельности в детских творческих коллективах, реализация исследовательских, социально-значимых и творческих программ в условиях социального партнёрства учреждений дополнительного и других учреждений способствуют развитию детей.